Актер плачет, зритель смеется
Премьерой «Плутней Скапена» завершилась вторая встреча режиссера Линаса Зайкаускаса с тюменским драмтеатром.
Публика приняла «Плутни» гораздо благосклоннее, чем прошлогоднего «Дядю Ваню». Комедия есть комедия. Она при любых условиях опережает драму по дороге в кассу.
Актеры тоже находят в комедии свое удовольствие.
Жеронт Андрея Волошенко — почти автопародия. Чем мрачнее его лицо, чем откровеннее он проявляет мнительность, нервозность, суетливость, тем смешнее зрителям. В эпизоде, где Зербинетта рассказывает Жеронту, как облапошил его плут Скапен, не ведая, кому она это рассказывает, актер преимущественно молчит, только мимика, выражение глаз выдают чувства: прозрение, гнев, жажду мести. Волошенко играет этот эпизод ярко, насыщенно вне зависимости от партнерского общения. Рядом с Татьяной Телегиной ему пришлось солировать, с Ольгой Игониной он вел свою партию контрапунктом.
Исполнители роли Скапена Сергей Скобелев и Леван Допуа пародируют коллег и режиссера. Скобелев скользит на поверхности узнавания, озорничает, дразнит; Допуа от души смакует чужие штампы и манеры. Муштрует робкого Октава, как новобранца: точь-в-точь американский сержант. Раздувает ярость, подобно участнику боев без правил. Щелкает хлыстом дрессировщика. Лева-ну хватает мощи голоса, чтоб зареветь, как Линас Зайкаускас, а Владимира Орла он копирует один к одному (забавно, что это происходит непосредственно перед первым появлением Орла на сцене).
Галина Понятовская и Юлия Зеленина не боятся исказить свои милые лица гримасой, их Гиацинты уморительно тупеют после поцелуя со Скапеном. В массовке Понятовская и Телегина (в одном составе они главные героини, в другом -статистки) изображают клоунесс, отыгрывая цирковую ситуацию. Впрочем, здесь они, пожалуй, переборщили.
Валерий Рябков одет в тунику, белокурый парик и босоножки-котурны, он пролетает через сцену ангелом-вестником, вызывая радостную реакцию публики. Особенно смешно, что он и в подвешенном положении остается деловитым, сконцентрированным на одной, неведомой посторонним, путеводной мысли.
Хорошо, что в этой постановке получил крупную роль Владимир Обрезков, который давно не играл первым планом на большой сцене. У него живые, умные глаза, естественные интонации, он умеет показать течение мысли, борение эмоций. Правда, психологизм исполнения несколько противоречит общему эстрадному напору. Аргант Обрезкова — усталый волк, такой знакомый, будто срисован с натуры. Аргант Орла ближе к опереточному злодею, точнее вписался в режиссерскую концепцию.
Капитолина Баженова занята в эпизоде. Трудно сказать о характере ее кормилицы, однако расшифровки и не требуется, достаточно того, что социальный статус персонажа комически не соответствует королевским данным актрисы.
Владимир Ващенко добросовестно отрабатывает роль Сильвестра. Я бы наградила его премией. В размере оклада.
Алексей Иноземцев наконец-то отпустил свою единственную клавишу, и оказалось, что он способен сыграть целую гамму, причем очень прилично.
«Плутни Скапена» ничем не хуже остальных комедий репертуара. Зрителей умиляет счастливая развязка, они согласны простить логические упущения, некоторую невнятицу в сюжете (режиссер был вынужден сократить часть эпизодов накануне премьеры, поэтому актеры на первых показах путались, иногда проскакивали мимо смысла), охотно откликаются на условия игры.
Сценография Алексея Паненко-ва и костюмы Маргариты Мискжо-вой поддерживают стиль эстрадного представления, в меру эклектичны. Мне кажется, второстепенная роль художников в данном случае оправдана.
Вряд ли Линас Зайкаускас посетит наш театр в ближайшие годы, его планы расписаны надолго вперед. Но актеры этому, наверное, рады. Ведь не каждый же раз трудиться на износ, надо когда-нибудь и отдохнуть на сцене.
***
фото: Актриса Татьяна Телегина на репетиции «Плутней Скапена».