И это весь твой мир!
Чумазые щеки, курносый нос и довольная широкая улыбка на лице. Любопытные глаза мальчишки лет десяти выглядывают из-под глубоко натянутой старой вязаной шапки.
Сейчас, сидя за рулем покалеченного «москвича», он наверняка представляет себя бравым шофером. А через несколько минут уже срывается с места и бежит вдогонку за старшими друзьями.
Выбор развлечений тут небольшой. Можно пойти в подворотню, подальше от родительских глаз, покурить. Или наведаться на железнодорожное полотно: понаблюдать за поездами, может, бросить камень вслед уходящему составу. Или поиграть в «казаков-разбойников» в недостроенном детском садике.
Конечно, можно попытаться организовать досуг по-другому. Остаться после уроков в школе -пойти в шахматный кружок. Там занятия ведет профессионал -мастер из спортивной школы. Тем более что денег платить не надо, не то что где-нибудь в городе. Eще есть кружок лепки, но это больше для девчонок. Можно записаться в подростковый клуб «Контакт».
И это, пожалуй, все, что предлагает подрастающему поколению Войновка, городская окраина, поселок, который вырос вокруг железнодорожной станции с тем же названием.
Ровный асфальт широкой улицы Широтной закончился вместе с последней многоэтажкой. Позади — Восточный микрорайон, а впереди — серая от подтаявшего грязного снега дорога, камыши и кусты ивняка.
Рваные темные тучи, сквозь которые изредка проглядывает весеннее солнце, бегут на северо-запад, обгоняя клубы дыма ТЭЦ-2. Приземистые широкие трубы довершают картину. Eдем на Войновку.
В середине 50-х годов прошлого столетия началось строительство сортировочной станции Войновка. Через несколько лет рядом разросся одноименный поселок железнодорожников, который в феврале 1963 года вошел в черту Тюмени.
От большого города с нормальным уличным освещением, светофорами и дворниками до поселка три минуты езды на машине. Но перемены разительны…
Кажется, те же, что и в городе, серые панельные многоэтажки, которые ждут очереди на капремонт. Такие же школа и детский сад. Такие же современный торговый центр (правда, единственный на весь поселок) и грязноватые ларьки. Те же пенсионерки, торгующие у гастронома жевательными резинками,, конфетами и сигаретами поштучно.
Правда, табачной продукцией на хлеб (с маслом?) зарабатывает одна старушка. Подъезжая к лоткам, наблюдаем удручающую картину: пожилая женщина, не торгуясь, отоваривает сигареткой мальчишку лет одиннадцати. Через мгновение он с довольным видом отправляется дальше по своим делам…
Но что-то здесь не так. Нет блеска большого города: рекламных щитов, ярких вывесок игровых клубов, зданий из зеркального стекла и бетона. Да и из растительности — камыши и ивовые кусты.
В глаза бросается, что подростки предоставлены сами себе, совсем как в деревне, где главное и любимое развлечение — ватагой носиться по окрестностям.
Заехали во двор старенькой деревянной двухэтажки на улице Станционной. Между домом и сараюшками стоит разбитый оранжевый «москвич» — радость всей окрестной ребятни. Когда подъехали, за рулем как раз сидел мальчишка, усердно крутя «баранку».
Завидев фотокамеру, сорванец решил ретироваться, но после долгих уговоров сдался на милость фотокора. Однако уже через минуту он с компанией соседских пацанов подался в сторону свалки, которых, к сожалению, здесь немало.
Принято считать, что культурными, познавательными и развлекательными центрами окраин Тюмени являются Дома культуры. Но на Войновке нет такого центра. Поэтому его роль досталась местной школе N 72.
Да и вообще, здесь мало мест для досуга подростков, молодежи и пенсионеров. Помимо школы и детсада есть подростковый клуб «Контакт» и центр «Аванпост», где мальчишек и девчонок готовят к службе в армии.
— То, что наша школа является центром поселка, это вы точно заметили, — подтвердила мою мысль директор школы Маргарита Файт. — Дома культуры нет, вот мы и стараемся частично компенсировать его отсутствие. Ребята из младших и средних классов посещают кружки. Понятно, что немногие могут позволить возить своих детей в город. А у нас есть даже кружок декоративной лепки…
Во время экскурсии по школе Маргарита Яковлевна завела нас в кабинет, где детишки занимаются лепкой. Коровы в яблоках, кумушки в национальных русских костюмах, монастыри из глины — чего тут только нет! В пятницу после обеда ребят немного. Второклашки Люда и Эльмира разрисовывали дымковские игрушки.
— Дети не просто развивают мелкую моторику, но и мышление, -считает руководитель кружка Любовь Савина. — Они читают книжки про искусство, мы знакомим их с историей, возим их на экскурсии- увидеть то, что потом слепят из глины.
То, что творческая жизнь юных жителей Войновки кипит, свидетельствует галерея дипломов и грамот. Администрация школы повесила их на видное место — чтобы родители видели, чего добились их дети.
Это, безусловно, радует, но как занять старшеклассников, учителя не знают. Конечно, школа сотрудничает с «Контактом» и «Аванпостом», но кроме них подросткам, как, впрочем, и молодежи, в поселке, податься некуда. Только в подъезд.
— У меня была прекрасная идея- открыть у нас в подвале тир, -делится задумками Маргарита Файт.
— Хорошее помещение. Сдать бы его в аренду, поставить оборудование, и пускай себе молодежь по вечерам приходит сюда пострелять под присмотром инструкторов. Но у школы денег на это нет.
Вообще, директор не понимает, почему городская власть отдает предпочтение центральным школам: «К примеру, если крыша течет в центральной школе и в нашей, то первым делом займутся той. Несправедливо. Пусть мы не инновационная школа, у нас не так много медалистов, но для нас порой подвиг вообще вручить ребенку аттестат. Население у нас также. Нужно; чтоб на школы окраин тоже обращали внимание».
Но совсем уж брошенным образовательное учреждение себя не считает. Благодаря поддержке депутата Сергея Медведева есть первоклассная лыжная база. Школьники на сто процентов обеспечены новыми пластиковыми лыжами.
В разговоре Маргарита Файт как-то сразу (видимо, сказывается сфера деятельности) расставила акценты всем поселковым проблемам.
Самая первая и главная — подрастающее поколение. Поэтому на вопрос, чего не хватает микрорайону, отвечает без раздумий: «Нужен спорткомплекс. Для молодежи».
А еще требуются светофоры, хотя бы у школы. Благодаря стараниям Маргариты Яковлевны на проезжей части, которая пролегает вплотную к школьному забору, появился один «лежачий полицейский». Но этого для безопасности детей маловато. Также при финансовой поддержке Сергея Медведева удалось отремонтировать подъездной путь к школе.
— Вы посмотрите, какие у нас дороги! А сколько мусора? — перечисляет проблемные точки моя собеседница.
Отсутствие рядом с домом контейнерной площадки решается просто — надо лишь перейти дорогу и бросить пакет с мусором у куста ивы. Вопрос с пустой тарой решается еще проще — отправить ее в форточку!
Торгующие бабушки, что стоят у гастронома, сетуют на жизнь:
— Баня нужна! Строили ее 20 лет назад, да не достроили, — машет рукой куда-то в сторону старушка в черном пальтишке и очках с толстенными линзами. — Сейчас ее по кирпичикам растаскивают все кому не лень.
— Пенсию больше надо! — говорит другая. — Квартплату поднять -подняли, а пенсию когда повышать будут?
— Кафе в поселке нужно! — встревает в разговор третья. — А то нашей молодежи пойти совсем некуда…
А вот про ТСЖ старушки даже не слышали.
Мне удалось встретить только одного человека, довольного поселком и своей жизнью здесь. Заглянув в очередной двор очередного деревянного многоквартирного дома, где порывистый ветер треплет еще мокрое белье, натыкаюсь на мужичка, ремонтирующего трактор:
— Вот, мотор барахлит, решил его перебрать. А так мне здесь нравится. Город рядом, да и поселок ничего. Я недавно здесь живу — из Казахстана приехал. Там гораздо хуже…
***
фото: