Падающего подтолкни
Накануне Дня театра объясняла таксисту, где находится «Ангажемент». Он изумился, увидев обшарпанное здание: «Это? И здесь есть спектакли?» А как же!
Или вот случай: ехал человек в театр кукол и масок — привезли его в «драму». Водитель думал, что в Тюмени один театр. Ладно, хотя бы так. Может, некоторые горожане даже о «драме» не подозревают.
Eще слушайте. Был на гастролях Олег Табаков. Узнал, что здесь идет спектакль по той же пьесе, которая поставлена во МХАТе, «Русская народная почта», и ищет ее в афише драмтеатра: «Где же она?» Ах-ах, Олег Павлович, простите, что не объяснили: у нас, понимаете ли, не один театр… «Дааа?!» (На всякий случай даю ремарку: Олег Табаков — художественный руководитель МХАТ, ныне МХТ, артист театра и кино).
В общем, с праздником, товарищи. Пусть начальство игнорирует ваши спектакли, пусть таксисты путают адреса, пусть популярные собратья глядят свысока, но все-таки вы еще живы! Кое-как, кое-где, кое с кем.
В «Ангажементе» устроили капустник. В «драме» встречали Гришковца. (Eвгений Гришковец
— это такой драматург, режиссер, актер. Хотя его часто показывают по телевизору, есть еще люди, которым он совершенно неизвестен. Несколько дней назад рассказывала о Гришковце знакомому, который, между прочим, близок к театру, да и к телевизору).
В «куклах» готовятся к персональному торжеству, юбилею, и в преддверии его проводят веселые мероприятия, в том числе чемпионат по игре в «подкидного дурака». Об основном деле тоже не забывают. Афишу пополнила постановка «Охотничьи байки».
Режиссер из Перми Александр Заболотный признался журналистам, что в детстве не читал сказок, и игрушек у него не было. Ага, смекнули журналисты, теперь понятно, почему он любит кукол и сказки. Тут же вспомнился Алексей Лелявский, поставивший у нас «Соловья» и «Короля-Оленя»: будучи ребенком, он ненавидел театр, особенно детские утренники, насквозь фальшивые. Однако закономерность не просматривается: множество актеров и режиссеров, наоборот, заигрывались в куклы, зачитывались сказками и театр обожали чуть не с пеленок.
«Охотничьи байки» — четвертая версия «Красной Шапочки», которую Александр Заболотный уже ставил под другими названиями. Он бы рад не повторяться, но попросили.
В «Охотничьих байках» нет нравоучительности, заигрыванья с публикой, спектакль легко смотрится, его можно рекомендовать и детям, и взрослым.
Заболотный сказал, что все герои сказки — счастливые люди. Так и есть.
Красавица Лариса Шереметьева обнаружила комический дар, который прежде едва просвечивал. Eе Мама — легкомысленная до глупости неумеха, которая считает себя отличной хозяйкой, болтушка, изображающая страшную занятость. Но она такая обаятельная, такая беспечная! Бабушка в исполнении Шереметьевой — нежное, наивное дитя. Можно представить, что говорят об этой семейке соседи, какими глазами глядят они на Красную Шапочку, деревенскую дурочку. Но счастливым нет дела до пересудов.
Впечатление портят костюмы актеров, играющих живым планом. Декорации скучные. Художника из Петербурга Андрея Севбо вполне способны заменить другие, не столь далекие от Тюмени коллеги.
Eще одно огорчение: Первый Сказочник Бориса Поткина -жеманный кривляка. Актер повторяет старые наработки, это выглядит тем более жалко, что не так уж много он успел наработать.
Технические накладки грозят серьезными разрушениями. Но хочется думать, что эта постройка выдержит испытания.
Все-таки нашим профессиональным театрам повезло. У каждого есть свой дом. А вот народный театр, старейший в Тюмени, рискует оказаться на улице. Кров ему предоставлял ДК «Железнодорожник», но нынче эта платформа все дальше и дальше отходит от художественной самодеятельности. В порыве отчаяния коллектив театра обратился к журналистам: приходите, посмотрите нас!
Пришли, посмотрели. Грустно. Очень слабый спектакль, очень плохо одетый, актеров можно похвалить только за то, что они хотя бы выучили текст. И еще за энтузиазм. Понятно, что для подкрепления энтузиазма нужны деньги, совсем скромные, учитывая потребности и претензии этого театра. Но нет, легче развалить, подтолкнуть падающего.
Наш город помнит, если помнит, не так много театральных попыток. Народный театр держался из последних сил, «Ангажемент» чудом спасаем, «Мимикрия» и учебный театр вроде бы еще присутствуют, дышат (да?). Молодежные студии канули в болото.
Простите, кого не помянула. Пусть имена допишут те, кто вас похоронил.
***
фото: «Охотничьи байки».