X

  • 24 Декабрь
  • 2024 года
  • № 142
  • 5641

Такой же, как мы

Несмотря на то, что «поход на Гришковца» солидно облегчает кошелек, мы все равно покупаем билеты на его спектакли. Их в этом году было два: уже виденный тюменцами три года назад «Одновременно» и новый — «Дредноуты». И каждый из них собрал полный зал.

А сколько человек набилось 28 марта в большую 401-ю аудиторию главного корпуса ТюмГУ, чтобы поучаствовать в творческой встрече с Гришковцом, сосчитать трудно. Преподаватели, студенты, журналисты и просто те люди, которым удалось прокрасться мимо университетской вахты, выкладывали на парты книги Гришковца и готовили вопросы.

— Мне сказали, что большинство собравшихся здесь — филологи, -полувопросительно сказал Гришковец. — Я тоже филолог!

Тут же выяснилось, что кумир молодежи окончил Кемеровский государственный университет, студенческие годы считает самыми счастливыми в своей жизни и все еще помнит наизусть обширные фрагменты из поэмы Гомера «Илиада».

Студенты активно и с удовольствием исполняли отведенную им роль. Задавали вопросы разной степени умности и глупости, веселили драматурга, в общем, были просто студентами. А вот от некоторых преподавателей поступали довольно неожиданные вопросы: например, «ваш успех — это не происки дьявола ли?».

Надо отдать должное Гришковцу, он с честью выходил из всех спорных ситуаций, откровенно отвечал на каверзные вопросы, не уронив собственного достоинства и не обидев спрашивающего.

После окончания встречи люди расходились довольными и в некоторой степени просветленными. По всему университету не смолкали громко озвучиваемые предположения по поводу того, «чем Гришковец берет публику», «что в нем такого особенного» и «откуда он все про нас, людей, знает»?

На мой взгляд, никакого секрета в успешности Гришковца нет. Во все времена считалось, что любое искусство должно отражать настоящую жизнь людей, так сказать, быть ближе к народу. И нынешний век — не исключение, с той лишь разницей, что теперь принято не просто отражать бытие среднестатистического человека, но и рыться в его внутренней жизни, в его страхах, комплексах, простейших эмоциях и самых мелких мыслях, которые посещают каждого из нас.

Главный герой должен быть неудачником, причем в жизни его такое количество проблем, что каждый из нас узнает в нем себя, потому как беды героя универсальны. То есть герой — эдакий микс проблем всего человечества. Но это вам не гоголевский Акакий Акакиевич. Наш герой — это наш человек, он очень симпатичен, и должен быть таким по замыслу автора — Eвгения Гришковца.

В каждом спектакле драматурга (а я их видела три), на фоне таких знакомых каждому неурядиц красной нитью проходит мысль о том, что, мол, не унывай, товарищ! Ты не один такой неудачник, мы все такие. И, вы знаете, это помогает. Гришковец снова и снова напоминает нам о том, что мы — люди, а не машины по зарабатыванию денег и получению удовольствий. Пусть слабые и телом, и духом, но все же самые умные на этой Земле.

— Он, Гришковец, такой же, как и мы, — поделился со мной мыслью один из студентов филологического факультета. — За это я его люблю.

Такой, да не такой, хотелось ответить мне. Он, в отличие от многих, умеет задавать правильные вопросы, искать суть и источник любой проблемы. Eсли бы мы это могли все, то и Гришковец был бы нам не нужен.

***
фото: Евгений Гришковец.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта