В ветхом доме жить да не тужить?
Отселением людей из ветхого жилья, что расположено на строительном участке, теперь будет заниматься только застройщик. Таково мнение участников совещания, которое провел Сергей Сметанюк.
Проблемы ликвидации ветхого жилищного фонда вместе с мэром города обсуждали начальник управления строительства и строительной индустрии Тюменской области Борис Ройтблат, заместители главы города Андрей Голоус и Андрей Никитин, директор департамента градостроительной политики Олег Бузников, Александр Кряхтунов, возглавляющий департамент земельных ресурсов, руководитель городского имущественного казначейства Николай Сбродов и председатель комитета по жилью Вера Белова.
Но сначала позвольте пригласить вас, уважаемые читатели, на небольшую экскурсию.
Кажется, совсем недавно, всего-то позапрошлой дождливой осенью, на месте административно-жилого здания на улице Осипенко, что вблизи Дома печати, стояли, накренясь, серые избушки с заросшими мхом крышами. А теперь на их месте каменщики только так успевают в ряд выкладывать кирпичики — почти закончили стройку.
Тюмень быстро застраивается. Застройщики пытаются занять каждый свободный метр газона или двора, при этом избегают отселять людей из деревянных домов, что стоят тут же, почти на строительной площадке.
Давайте попробуем обойти нашу новостройку на улице Осипенко вокруг. Справа новый объект упирается в стену такого же административно-жилого кирпичного комплекса. Все оставшееся пространство занимает гигантское крыльцо в два этажа.
Завернув за следующий угол, мы в нескольких метрах от нашей новостройки увидим здание колледжа, которое стоит на этом месте не один десяток лет. Повернув еще раз, упремся в покосившийся деревянный забор. Вот и конечный пункт нашей прогулки. В заваленном хламом дворе с несколькими сараями стоит почерневший от времени бревенчатый дом. Возможно, он остался потому, что здесь ничего серьезного, кроме детской площадки, не построишь. Не интересный участок — клочок земли с забытой всеми избушкой. И будет она тут стоять до конца очередного века, ветшая…
У городских властей есть программа отселения граждан из таких избушек на курьих ножках. И даже три списка домов «первоочередного переселения».
Первый список — то жилье, на которое есть акты обследования межведомственной комиссии. Второй — дома обследованы, но актов нет: межведомственную комиссию распустили еще в марте прошлого года. Третий список — «погорельцы».
В трех списках — семьдесят адресов. Самых непригодных для проживания. А отобрали их из тысячи претендентов на звание «самого ветхого».
Строители мечтают о застройке чистых пространств безо всякого сноса. Городские власти, напротив, хотели бы их запустить с новостройками в самые густозаселенные кварталы. Договориться трудно.
Не всегда город в силах отдать под застройку участки, где живут люди в стареньких домах. К примеру, особое беспокойство у власти вызывает поселок Новорощино. Муниципалитету самостоятельно предстоит расселить 22 многоквартирных дома, которые определены под снос. А где взять столько денег?
По программе «Сотрудничество» Тюмени на избавление от ветхого жилого фонда причитается почти 300 миллионов рублей. Но чиновники не уверены, что этой суммы хватит хотя бы на Новорощино. И так приходится покупать самое дешевое вторичное жилье, устраивающее не всех переселенцев.
Для новорощинцев приобрели уже 77 квартир, но почти везде требуется значительный ремонт. А у администрации на это денег нет. «И не будет!» — утверждает Николай Сбродов. Сергей Сметанюк просит все же найти варианты: «Мы не можем насильно навязывать людям такое жилье».
Однако в комитет по жилью для дальнейшего распределения должно поступить не только вторичное жилье, но и новые квартиры — по долевому строительству, которое финансирует областной бюджет. Это жилье не передано муниципалитету, город не имеет на него никаких прав. В связи с этим город даже не владеет точной информацией, в каком состоянии оно находится. Сметанюка такой подход к делу не устраивает, поэтому он распорядился собрать и предоставить ему полную информацию.