Странное странствие
У студенческих спектаклей короткая судьба. Некоторые могли бы пожить подольше, но нет, не ценят в Тюмени удачные театральные всходы, даром что нива хилая.
В Учебном театре института искусств и культуры сыграли спектакль «Eхай» по пьесе Нины Садур. Нельзя сказать, что участники спектакля существуют за межой профессионального драмоводства, скорее, поле их деятельности — испытательный участок: они приобретают специализацию «Режиссер театрального коллектива. Преподаватель». К тому же руководила постановкой заведующая кафедрой режиссуры и актерского мастерства Марина Жабровец (знатный драмовод, передовик). Однако создатели знали, что у этой премьеры тоже мало шансов удержаться на сцене.
Первоначальный вариант «Eхая» был представлен как преддипломная работа Андрея Андреева 9 января. Не видела, не знаю, что изменилось за три месяца. Предполагаю, что Марина Жабровец внесла поправки, которые позволяют оценивать произведение как вполне зрелое.
Основное действие с тремя персонажами обрамляет пантомима. Странники протаптывают путь -раскатывают домотканый половик. Затем появляются рельсы, наперерез хоженой тропе, но через них опять протягивают старый маршрут — в буквальном смысле протягивают, тянут половик за распущенные продольные нити, расстилают поверх рельсов. Мимы инсценируют текст, который прозвучит ближе к финалу: «Люди всегда ходили».
«Eхай» — гимн странничеству, опровергающему название пьесы и спектакля. Eхать — значит, раздавить пешеходов, бродяг, которые предпочитают передвигаться по старинке, самым естественным для человека способом.
Мужик (Гиви Маглакелидзе) встал на пути прогресса, еще чуть-чуть, и его перемелют колеса поезда. Машинист (Андрей Андреев) успел затормозить. Пока продолжается диалог Мужика и Машиниста, меж стальных берегов проносится история страны, странной страны, увлеченной паровозом куда-то «вперед», к остановке «Коммуна». Бойцы, пионеры, зэки, очередь покупателей с авоськами и прочие знакомые типажи сменяют друг друга в клоунаде: наивные, трогательные человечки. Всех жалко.
Eсть грубоватые номера, есть лишние, но некоторые очень хорошо придуманы и талантливо исполнены. Например, эпизод с военным и невестой. Он несет ее на закорках, потом пытается освободиться от ноши, отрывает от себя, выкручивая руки; на миг они застывают в борьбе, и это похоже на танцевальное па; это, возможно, цитата из вальса «Ночь коротка»; наконец, расстаются; и вот уже она, сгорбившись, волочет его обратно — то ли медсестра с раненым, то ли жена с подгулявшим мужем.
Финал сентиментальный: Баба (Светлана Воробьева) собирает народ под лоскутным одеялом. Добрая душа всех пригреет, мать-земля милосердна и к пешим, и к проезжим.
Пластические образы лишь отчасти передают чудаковатую мрачность текста, зато они правдивее, чем актерская речь. Гиви Маглакелидзе, Андрей Андреев и Светлана Воробьева «пережимали» в сторону бытовизма, диалогу недоставало странности, отстранения. Каждый из «говорящих» вступил четко, энергично, но вскоре потерял верную интонацию. Должно быть, актеры переволновались. Все-таки, напомню, спектакль играли учащиеся, почти любители. И добавлю: отсутствие сценической практики не помешало им вызвать сильный эмоциональный отклик.
На премьеру пригласили старших товарищей из «Ангажемента». Пришли четверо актеров, режиссер, который сейчас ставит «Город мастеров», и художественный руководитель Леонид Окунев. Сам по себе визит, да состав делегации, свидетельствует о серьезном интересе к творчеству Учебного театра. Но что гораздо приятнее: Окунев предложил показать «Eхай» в «Ангажементе». Пусть жизнь постановки продлится хотя бы еще одним мгновеньем.
***
фото: Участники спектакля