Уроки без границ
Об Ольге Ковалевой-лучшем учителе Тюменской области 2006 года — мы решили рассказать словами ее учеников.
Они не расстаются с первого класса — тогда Ольга Анатольевна была еще выпускницей педагогического колледжа.
Вообще-то ученический рассказ можно вместить в одно слово — любовь. «У них особые отношения», — без ревности признаются родители. И это чувствуется в каждом слове.
Мои собеседники — Ольга, Константин, Алексей, Ксения, Александра, ученики 11-го класса 70-й школы.
Конечно же, все помнят первый класс и первое сентября. Александра вспоминает открытку, которую ей тогда подарила Ольга Анатольевна: «Я часто плакала. И однажды получила открытку, в которой она обещала сосчитать к 11-му классу все мои слезки, которые я пролила на учебники. Кажется, с тех пор я перестала плакать». «А мы с мамой опоздали на первое сентября, потому что долго искали мои бантики. Я зашла, когда все уже были в классе, и очень стеснялась, но Ольга Анатольевна смогла найти такие слова, что я никакого страха не ощущала».
Ксюша пришла в школу во второй класс: «Это была необычная атмосфера, мы все чувствовали себя одной большой семьей. И это не передать словами, просто приходишь и чувствуешь, что здесь тебя ждут, что ты дорог кому-то».
Девчонки рассказывают, что любили оставаться в классе после уроков: «Когда мы были маленькие, мы в школу ходили не учиться, а общаться — друг с другом и с Ольгой Анатольевной». Они оставались в школе до вечера, иногда чем-то помогали своей учительнице, иногда просто разговаривали, а иногда прыгали с зонтиком с парты! Родители недоумевали: «Что можно делать в школе до вечера?!».
Они и сейчас остаются: «Просто на ее уроках появляется очень много разных мыслей. И потом хочется с ней поделиться. Не как с учительницей, а как с человеком, которому важно твое мнение, который точно поймет тебя, чему-то научит — не обязательно русскому языку или литературе, просто она поделится своим опытом, а ты уже чуть позже сам- понимаешь, что важно, а что — нет».
«Это уже не учитель!» — произносит школьница Ольга странную фразу, а Ксюша продолжает: «Она больше наставник, чем учитель. Я, например, очень часто звоню Ольге Анатольевне из дома. И не только по поводу уроков. Звоню, когда плохое настроение. Она что-то рассказывает, и настроение улучшается. Это близкий человек, к которому можно обратиться в любой момент».
Вместе с Ольгой Анатольевной они кормили уток на Утином озере, катались на коньках, водили хоровод вокруг елочки у дворца «Геолог», ходили в поход на Урал: «А там она нас научила варить суп из грибов!».
А что уроки? Где вообще найти ту границу, где начинается и заканчивается уроки? Оля вспоминает, как раньше ей было смешно слушать стихотворения Маяковского, особенно «Я достаю из широких штанин», а Ольга Анатольевна рассказала о нем по-другому: «И столько всего открылось!».
14 февраля учительница прислала им SMS-ки со строчками из стихотворений Eсенина (они как раз изучали его творчество). Вообще о любом писателе и его произведении Ольга Анатольевна «рассказывает не как учитель, а как человек».
Что это значит? «Словами и не передашь».
Ну, например, в третьем классе, когда изучали Пришвина — занавешивали окна, чтобы было темно, рисовали голубых бобров, смотрели на небо сквозь зеленые листочки… В Березовой роще, что рядом со школой, учили басни Крылова, туда же ходили спозаранку, чтобы увидеть голубой снег. А еще Оля помнит, как однажды ей почудился сиреневый воздух — об этом они с Ольгой Анатольевной написали потом в стенгазету заметку: «такого-то числа замечен сиреневый воздух…».
Они называли и продолжают называть ее мамой. Серьезные и сдержанные Костя и Алексей говорят, что Ольга Анатольевна воспитала их: «С ней вместе мы выросли». Костя не скрывает: «На мой взгляд, меня она знает лучше, чем мои родители. Она научила меня дисциплине и уважению к товарищам и одноклассникам».
Но не все так гладко. Ребята признаются, что понять их учительницу на самом деле не так-то просто, потому что она — неординарный человек: «Для этого надо, чтобы и у тебя в голове что-то было! То, чему она нас учит, помогает нам понять не только ее, но и других людей».
Чему же научила?
— Терпеливо относиться к разным людям й их творениям. (Костя)
— Видеть красоту и не плакать из-за плохих людей. Благодаря ей полюбила слово и хочу стать журналистом. (Ольга)
— Главным вещам в жизни: читать, писать, считать. (Саша)
— Научила жить. Жить не так, как все. А стараться жить оригинально. (Ксюша)
— Прощать, плохое забывать, а хорошее — помнить! (Алексей)
«Сейчас она пытается помочь нам из детства плавно перейти во взрослую жизнь. Нам всегда говорит о терпении и умении ждать своих любимых», — рассказывают девочки, мудро так говорят, словно знают то, чего хочет учитель, лучше, чем он сам.
О скором расставании ученики Ольги Анатольевны говорят с грустью. Понимают, что учителю будет труднее, потому что они уходят, а она остается в школе, где все ей будет напоминать о них.
Как-то Ольга Анатольевна им призналась: «Я не знаю, будете ли вы читать книги, когда уйдете из школы. Может быть, у вас не будет на это времени. Я не знаю, как сделать, чтобы вы продолжали читать. Но всегда буду ждать вас в школе. Вы придете, и я буду рассказывать вам о том, что прочитала».