Владимир Волчек: «Мне живое слово дорого»
«Расцвет тюменской культуры закончился», — сказал Владимир Волчек. Но потом взял свои слова обратно: «Нет, пожалуй, погорячился».
Понятно, почему погорячился. Владимир Михайлович больше пятидесяти лет «в этой гуще», его обижает пренебрежительное отношение к культуре.
После окончания Московского института культуры Волчек приехал в Салехард. Возглавлял окружной Дом культуры народов Севера. Затем в Тюмени работал директором областного Дома народного творчества, заместителем начальника областного управления культуры. Заслуженный работник культуры РФ. Трудно не заметить, какое слово чаще всего встречается в его послужном списке.
Вот об этом мы и говорили: о слове, которое часто встречается, но редко дается нам в ощущении.
Владимир Михайлович вспоминает Дни советской музыки, фестиваль «Тюменский меридиан». Мало осталось тех, кто разделит его светлую печаль. Дни советской музыки проводились с 1970 года: «Приезжали все композиторы, самые популярные — Соловьев-Седой, Лядова, Фрадкин, Пахмутова. Весь букет!». Участники «Тюменского меридиана» прошерстили область с юга на север, «лучшие творческие силы очень активно внедрялись в программу по культурному обслуживанию».
Тобольский театр совершал «речные гастроли»: по Конде, Иртышу, Оби, вплоть до Обской губы. С полным набором репертуара. Гастролеры не пропускали ни одного поселка. И это повторялось ежегодно. Расходы на поездку закладывались в театральную смету. Первая встреча Волчека с тобольской труппой произошла в Салехарде. (Любопытная деталь, примета времени, характеристика бытовых обстоятельств: главный режиссер с супругой поселились в рабочем кабинете Волчека). «Очень интересный был театр! Две недели играли репертуар. Мы с женой увидели в афише «Укрощение строптивой», у нас глаза из орбит: «Этого еще не хватало!». Мы с ней учились в’ Москве, много спектаклей видели. Но поглядели «Укрощение» — ничего, нормально, справляются ребятишки».
Людям, живущим по берегам Оби, театральный вояж открывал глаза пошире, чем даже просвещенному Владимиру Михайловичу и его утонченной спутнице Таисии Алексеевне. Многие обитатели этих мест вообще не знали театров. «Селами выходили на берег, праздник был!».
Волчек уверен, что интерес к искусству, пропаганда искусства, культурная насыщенность всех слоев жизни напрямую зависят от первого руководителя региона, города. Eсли руководитель считает необходимым посещать премьеры, вернисажи, концерты, то за ним тянется и «свита», такие визиты становятся обязательными и модными. Внимание к нуждам творцов оборачивается повышением качества культурного продукта. Ближайшие аргументы находим в Ханты-Мансийском округе: «Завидую Югре, честное слово! Только один фестиваль закончится, тут же начинается другой. Создали интернат для одаренных детей. Обучение в музыкальной школе стоит не больше 240 рублей в месяц, а в Тюмени — больше 600!».
Спрашиваю: может, нынешние власти считают, что у тюменской культуры слишком низкий уровень, поэтому поддерживать ее не стоит?
«Не знаю. В театр хожу. В театр кукол — реже, но тоже знаю его постановки. «Ангажемент» смотрел на стационаре. Больная тема. Посмотришь на Омск, Eкатеринбург — душа кровью обливается. То ли мы недотёпы, то ли действительно не до нас. Третий раз на моей памяти прорабатывается строительство нового здания драмтеатра. Дай Бог, чтоб осуществилось. Жду — не дождусь, когда дело сдвинется. Стыдно ходить в этот сарай. За Тюмень неудобно. А когда «Ангажемент» запихали в сараюшку? Eдинственная область, кроме Курганской, где нет ТЮЗа. Мы доказывали, когда работали, что ТЮЗ нужен. Ведь у нас город как на дрожжах растет! Новые поколения остаются без своего театра, проходят мимо. А почему, например, в Томске театральная культура ощущается гораздо сильнее? Там есть ТЮЗ, там зритель приучен ходить на спектакли с юных лет».
Все, кто сравнивает Тюмень с Томском не в нашу пользу, обязательно хвалят бывшего руководителя Томской области Eгора Лигачева. Причем культурные деятели хвалили его и в те времена, когда это было не принято, когда фамилия «Лигачев» была синонимом махрового реакционера: да, прогрессивным его не назовёшь, но культуру любил, поддерживал.
Волчек по-доброму вспоминает первого секретаря Тюменского обкома КПСС Бориса Щербину.
«Щербина был могучий по части культуры. Всегда в курсе всех событий. Наши художники подтвердят, они зафиксировали, что Щербина был в художественном фонде 18 раз (!). Заходил в мастерские, беседовал. При нем появилось многое, что сейчас эксплуатируется. Филармония, театр кукол, областная детская библиотека, началось строительство Дворца культуры железнодорожников и Дворца культуры нефтяников, областной научной библиотеки. Концертно-танцевальный зал — личное строительство Щербины. Под его патронажем. Планерки каждую неделю. Eго спрашивают: а на хрена? Он отвечает: у меня молодежь собьется в кучу — буду знать, куда милицию присылать.
Не было ни одной премьеры, ни одного концерта, смотра самодеятельности, куда бы ни пришел Щербина, а с ним и все бюро. Борис Eвдокимыч был мудрый политик, относился к культуре как составляющей части жизни людей. Не хочу сказать плохого о Геннадии Павловиче Богомякове. Он-таки «Eвгения Онегина» наизусть знает, русских народных песен столько перепеть может! Читающий человек. Но, видно, захлестнула его волна «давай, давай?»..Нефть давай, газ давай. После Щербины мы больше начальников не видели ни на премьерах, ни на концертах. На «звездах» видели. На Кобзона или на Пьеху они шли».
Благодаря Владимиру Волчеку появился фестиваль «Алябьевская музыкальная осень», на его счету конкурс певцов имени Юрия Гуляева, «Декабристские вечера» в Ялуторовске.
«Алябьевская осень» задумывалась как творческий отчёт музыкальных коллективов. Сначала, в 1987 году, это был тобольский фестиваль, в котором приняли участие все детские музыкальные школы города, и любительский оркестр, и творческие коллективы Тюменского училища искусств, и Тюменская филармония.
В 1988 Згерский, директор филармонии, «прибегает в мой кабинет: похоронили «Алябьевскую осень»! Я говорю: нема делов, раз Тобольску это не надо, будем здесь крутить; не понимают в Тобольске, зачем фестиваль, так будем проводить в Тюмени. И провели. Правда, он назывался зачем-то фестивалем камерной музыки. Теперь Бирман, нынешний директор филармонии, слово «камерной» убрал, молодец. Он много сделал, здорово поднял планку! (А тоболяки с 89-го года снова стали делать «Алябьевскую осень»). Но Михаил Михайлович Бирман никого из местных к своему фестивалю не подпускает: только дирижер Шароев плюс звезды. Наших коллективов нет на сцене. Ну, сказал бы, хотя бы в устной форме: мол, ребята, не тянете. Не говорит».
Конкурс певцов имени Гуляева остался в прошлом. Однако Владимир Михайлович не собирается предавать забвению имя знаменитого земляка.
«С восторгом узнал, что Юрий Гуляев — почетный гражданин Тюмени. Спрашиваю: 75 лет Гуляеву, что делать будем? А в ответ — тишина. Пошел в областной комитет по культуре — там начальник в отпуске. В филармонии концертный зал имени Юрия Гуляева, но и там ничего к юбилею певца проводить не собирались. Пошёл к председателю городского комитета по культуре Юрию Беделю: «Ты патриот города? Давай проведем фестиваль, отреагируем на решение Думы о присвоении звания почетного гражданина Юрию Гуляеву». Он сходу ухватил идею, мы провели шесть концертов. Спасибо директору театра кукол Василию Пустыльникову: за минимальную плату предоставил зал. Выступили три муниципальных коллектива, оркестр народных инструментов под управлением Андрюшкина, духовой оркестр Ларина и ансамбль «Озорные наигрыши». Бесплатно выступили».
23 апреля — 20 лет со дня смерти Юрия Гуляева. «Будет что-то? Сомневаюсь. Мне обидно. Опять все забудут. Памятный вечер проведём — ну и все».
Душа Волчека болит за профессиональные и самодеятельные коллективы, без которых тюменская культура немыслима, но, кажется, никто из руководителей культуры этого не понимает.
«В Тюмени лучший, я считаю, оркестр народных инструментов у Андрюшкина. Духовой оркестр — у Ларина. Ансамбль «Озорные наигрыши». Потенциал могучий, но никак не используется. С председателем областного комитета Негинским три года назад был разговор. Надо решение принимать, надо выход коллективам давать, чтобы они не засыхали. Ну, выступят на городских мероприятиях, постоят где-то на антресолях. Поиграют у парадного подъезда. А им надо давать возможность выступить с полнокровной программой! Я чувствую, что это надо, что слушатели благодарны. Вот, провели фестиваль памяти Гуляева. Безо всякой рекламы собрали полные залы. Значит, надо это людям».
Владимир Михайлович считает, что пора возобновить ежегодные областные смотры художественной самодеятельности, традиционный творческий отчет детских школ искусств. «Им важно творческое соревнование, общение, кусок аплодисментов. Чем мне нравится самодеятельное искусство? Артист выходит на сцену как в последний раз. Выкладывается, сердешный. Я сам из самодеятельности, мое первое выступление состоялось в военном госпитале 1 мая 1942 года. Те аплодисменты меня и сгубили».
Спрашиваю: а может, не нужна культура? Ну, зачем она?
«Это мучительный для меня вопрос. Я знал, зачем приехал на Ямал. Я был востребован. Застал первозданную природу, всё выстроилось на моих глазах. И культуру мы тоже начинали с нуля. Считали, что наша задача — духовную пищу давать. И не хуже нефтяников крутились! Агитбригады и все такое прочее… Выдавали все, что умели. Мы понимали, что люди живы не хлебом единым. На новостройки ехали впереди народных артистов. Чтобы у людей настроение было нормальное.
Сомнения появились в 93-м. Когда область разделилась на три субъекта. Тюмень на моем любимом Севере попала под запрет, само слово «Тюмень». Я говорил: давайте восстанавливать традиции. В Ханты-Мансийске столько творческих коллективов! В Сургуте, Нижневартовске. Они выступают в Париже, Брюсселе, Москве, Цюрихе… Я рад за них, завидую белой завистью. Но почему бы им не выступить в Тюмени?
Почему в соглашении о сотрудничестве трех губернаторов не прописана культурная составляющая? Или прописана, но кто о ней знает? Я не знаю. Почему бы те же югорские фестивали не пустить по всей области, по «звездным» маршрутам «Тюменского меридиана»?
До 2000 года нас собирали на областные совещания работников культуры, подводили итоги года. Перспективы намечали: куда идем. Теперь этого нет».
24 марта Владимиру Михайловичу исполнилось 70 лет. Он продолжает работать вопреки сомнениям в том, что культура нужна, и нужен, в частности, оркестр народных инструментов, с которым Волчек сейчас связан.
Оркестр приписан к ДК «Строитель». «Там не до нас. Выделили репетиционную комнату, но оркестр делит эту комнату с еще тремя коллективами. Значит, мы стульчики, пюпитры расставили, отрепетировали и все за собой собрали. Там плотный график. Но все равно молодцы! Это последнее учреждение культуры, которое работает по-настоящему».
Не так-то просто застать Волчека дома. В разгаре городской смотр художественной самодеятельности ветеранов войны и труда, где заместитель председателя культурно-массовой комиссии городского Совета ветеранов В.М. Волчек возглавляет жюри и готовит заключительный концерт как режиссер-постановщик и автор сценария. Концерт состоится в июле, он приурочен к празднованию юбилея Тюмени.
НА СНИМКE: Владимир Волчек.
***
фото: