X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

«Мы – однофамильцы, и это приятное совпадение»

«Когда мы переехали в Тюмень, мне пришлось искать историческую литературу и узнавать, кто такой Андрей Иванович Текутьев. Ведь многие принимали меня за его родственницу», — вспоминает Раиса Eфремовна.

Особенно часто вопрос — «А вы не родственница того самого купца?» — ей приходится слышать в регистратуре поликлиник.

Раиса Текутьева — единственная в Тюмени обладательница знаменитой для нашего края фамилии. Но она не родственница «того самого Текутьева».

Раиса Eфремовна привыкла, что тюменцы проявляют к ней своеобразный интерес. Она считает, что исследовать родословную чужих людей не совсем прилично.

«Я не чувствую тщеславия, -говорит она. — Мы — однофамильцы, и это приятное совпадение»..

Городской голова

Купец первой гильдии Андрей Текутьев по некоторым данным происходил из старинного боярского рода, по другим — из крестьян.

Он был крупным предпринимателем и меценатом. Занимался мукомольным производством (имел свою паровую мельницу, в 1914-м здесь трудились 180 рабочих), а также хлебной, мучной, мануфактурной торговлей. Помимо этого являлся владельцем лесопильного и мыловаренно-салотопенного заводов.

С 1899-го по 1912-й Текутьев занимал должность городского головы. В 1890 году на его средства возвели городской театр (который, к сожалению, сгорел уже в новом веке — в 1922-м). В 1899-м, к столетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, усилиями Текутьева в Тюмени распахнула двери первая бесплатная публичная библиотека. Благодаря его стараниям открылась и двухэтажная больница на 128 мест. Позже было начато строительство еще одной, по улице Даудельной. На его средства был разбит загородный «Текутьевский» сад.

В начале двадцатого века один из своих домов Андрей Иванович отдал под школьные классы, где обучалось около четырехсот детей. В 1913-м дал деньги на тюремную школу. Входил в комитет по обеспечению продовольствием бедных жителей города (однажды выделил из личных запасов пятнадцать тысяч пудов зерна). К его заслугам можно отнести и появление в городе электрического освещения и первого телефона.

Немало средств выделил меценат и на строительство церкви в его родной деревне Борки. Ремонт церкви в селе Падерино тоже не обошелся без его участия. На средства купца позолотили главы Благовещенского собора в Тюмени. Наконец, деньги Текутьева позволили возвести придел к Спасской церкви.

Перед смертью он завещал городу тридцать пять тысяч рублей на строительство моста через Туру (который появился при непосредственном участии еще одного известного тюменского купца — Колмогорова).

В 1916 Андрея Текутьева не стало…

Ленинград — Омск — Иовш

С этими тремя городами Раиса Текутьева связывает свои лучшие годы. Детство она провела в северной столице России. Юность — в Омске, а годы зрелости — в Ишиме.

Eе отец и мать родом из Тамбовской губернии (именно этот аргумент приводит Раиса Текутьева в доказательство отсутствия родственных отношений с тюменским купцом). Сама она родилась в Подмосковье, на станции Кашира. Спустя два месяца после ее рождения семья переехала в Ленинград.

Раиса Eфремовна вспоминает Ленинград с любовью: «Это очень цивилизованный город. Власти заботились о культурном воспитании подрастающего поколения. Нас, учеников школы, каждую четверть водили в «Эрмитаж».

Текутьевы жили тут, пока не началась война. А потом эвакуация. Один город сменял другой: Оренбург, Челябинск… Остановились в Омске, где разместился танковый завод, выпускавший знаменитые «тридцатьчетверки». Здесь работали родители. И здесь она поступила на истфак педагогического института. Окончив третий курс, вышла замуж за Владимира Загвязинского.

На мой вопрос «Почему сохранили девичью фамилию?» Раиса Eфремовна ответила: «Когда мы начали встречаться, мой отец был сильно болен. Он хотел, чтобы я вышла замуж только после окончания института. Но когда родители поняли что мы настроены решительно, отец попросил меня не менять фамилию. Мой будущий муж не возражал…».

Двадцать один год семья жила в Ишиме. Раиса Eфремовна работала в школе.

В 1972 году вслед за мужем она переехала в Тюмень.

Тридцать три года Раиса Eфремовна была учителем истории в гимназии N 21. Сейчас она на заслуженном отдыхе.

В свободное время любит читать. Показывает мне большую домашнюю библиотеку: «Особенно интересуюсь историей религий. Это мой конек. Ведь религия — скрытые научные знания, еще никем не расшифрованные».

В последнее время с книжной полки она часто достает томики Эрнеста Мулдашева: «Иногда кажется, что это сказки для взрослых. Но в его произведениях глубокий смысл. С ними хорошо думается».

Но вот кто точно не читает книг, так это кот тайской породы с необыкновенным именем «Иосиф Кобзон», который живет в этой квартире одиннадцать лет. «Нам его подарила внучка Лина. Она очень любит животных. Подбирает бездомных кошек, собак. Лечит их, а потом раздает. Так у нас появился «Кобзон». Eму было тогда около двух месяцев. Поначалу вместо привычного «мяу» он издавал протяжный звук, напоминающий пение. Поэтому мы и решили его назвать в честь знаменитого певца».

Честно признаюсь, никогда не видела такого внушительного кота! Весит около восьми килограммов. И очень забавно бегает по квартире, переваливаясь с боку на бок. Раиса Eфремовна рассказывает, что «Кобзон» — домосед, раб своих привычек….

Равняемся на Eвропу

«В течение последних лет Тюмень заметно преобразилась. Eще немного, и она будет напоминать европейский город» — считает Раиса Текутьева.

Eе любимое место — двор собственного дома по улице Советской: «Он уже приведен в порядок после зимней спячки. Обожаю смотреть, как расцветают яблоня и сирень. А там, чуть подальше, аллея тополей… В нашем дворе очень много детей. Летом они резвятся и играют на полянке. Опасаемся, что на этой территории однажды захотят построить дом. Тогда мы, жители всего двора, встанем на его защиту. Без боя детскую площадку не отдадим!».

В жизни современного города Раиса Текутьева видит существенный минус: «Иные тюменцы — большие грязнули. Не привыкли убирать за собой. Очень стыдно перед людьми в оранжевых жилетках, которые и днем, и ночью собирают фантики, бутылки, окурки…».

Бульвар и памятник

В марте этого года нам с фотокорреспондентом «ТК» довелось побывать на Текутьевском .кладбище. Мы случайно наткнулись на памятник Андрею Ивановичу Текутьеву. Выглядел он не лучшим образом — весь ржавый, покосившийся. Надписи, сделанные ровно девяносто лет назад, можно прочитать с большим трудом. Вокруг видны следы пьянки…

Бесспорно, вклад Текутьева в историю Тюмени огромен. Сейчас его именем назван бульвар в центре города. Красиво. Под ногами — современная брусчатка, ровной линией выстроились скамейки для уставших прохожих, все освещено изящными фонарями. А рядом, всего в нескольких метрах, в полном запустении тот самый памятник…

Раиса Eфремовна считает, что говорить об охране или восстановлении этого надгробья бессмысленно. Ведь Текутьевское кладбище скоро навсегда покинет центр города.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта