Победители строем не ходят
Пермский «Гамлет» завершил конкурсную программу фестиваля «Золотой Конек».
Случайно ли так вышло, но этот спектакль подвел черту под образцами стереотипного режиссерского мышления, которых на фестивале было не меньше, чем творческих открытий.
Вместо того, чтобы внедряться в материал, искать новые средства выразительности, режиссер Георгий Исаакян склеил коллаж из цитат, реминисценций и вообще из всего, что попало в его поле зрения. Как будто ставил задачу победить не уменьем, а числом.
Элементы коллажа интригуют зрителя, но лишены смысла.
Текст смонтирован из разных переводов шекспировской трагедии, монолог «Быть или не быть» перевел Исаакян. Играют только мужчины. Гильденстерн и Розен-кранц слились в одно лицо, затем размножились в трех, затем в пяти лицах. Горацио — мнимый слепец. Он же — Лаэрт. Действие прерывают «репетиция», «пробы на роль», эпизоды из фильмов, мультфильма, телепрограммы. Клавдий вещает с трибуны, за спиной — телохранители, сбоку — репортеры. Дворцовые покои охраняют люди в камуфляже. Летают ангелы с прицепными крыльями.
Понятно, что постановщик хотел осовременить пьесу. Не понятно, почему он, двигаясь к сегодняшнему дню, затормозил в прошлом столетии: Гамлет из поколения «рассерженных», Лаэрт — поклонник Элвиса Пресли, Клавдий похож на Рафферти, да еще и песни «Битлз» — лейтмотивом.
Актеры потерялись в этой мешанине. Хотя Дмитрий Васев сыграл удивительную Офелию: чистую, хрупкую, естественную в каждом движении и интонации, совершенно бесполую. Владимир Гинзбург без видимых усилий переключал на себя внимание зала: настолько полнокровными, сочными были его Полоний и Могильщик. Остальные исполнители ударялись в патетику или манерничали.
Eсли бы тамбовский «Сад признаний» Никиты Ширяева по Валеру Новарине длился не больше часа, можно было бы сказать, что это забавный эксперимент. Однако два с половиной часа -это претензия на «сурьез». Постановщику удалось загрузить публику до такой степени, что она поверила, будто на сцене разворачивается нечто неординарное, чуть ли не сверхъестественное. Мальчики, способные уничтожить этот медитативный сеанс известной фразой «А король-то голый», или не пришли на спектакль, или благоразумно покинули его задолго до финала.
Председатель жюри Ирина Мягкова активно продвигала проект Ширяева и способствовала награждению режиссера и его жены, актрисы Eлены Пивоваровой, специальными премиями. Уважая
Ирину Григорьевну и не сомневаясь в ее высокой квалификации, а также в ее праве судить, соглашусь, что эксперимент состоялся. Да и, в конце концов, он разнообразил программу.
Французские «Коричные лавки» шли вне конкурса. Но могли бы конкурировать с другими участниками. Это не единственная фестивальная постановка, которая нарушает ряд сюжетных драматических спектаклей. В «Саду признаний» сюжет не ясен, язык мутный, из тех, что обзывают абракадаброй, заумью. «Игрушки Бертрана» московского театра «ЧерноеНEБОбелое» — пантомима, трудная для расшифровки, подражание ночному кошмару. «Ревизор» Коляда-театра развивается как ритуальное действо, гипнотизируя зрителей повторами.
«Коричные лавки» — не страшное, и даже приятное сновидение. Оно не требует напряжения мысли, наоборот, зрителю позволено расслабиться, просто наблюдать вереницу эпизодов с участием милых, наивных персонажей, выхваченных из сумрака чужим воспоминанием, узнавая в чужом что-то свое.
Жюри отметило все спектакли, которые шагали не в ногу, выбивались из ряда. В том числе драму «На дне» из Йошкар-Олы, решенную в духе соцреализма. Осколок давней театральной эпохи, перенесенный в нынешнюю Тюмень словно бы машиной времени, умилил и растрогал критиков, пресыщенных постмодернизмом.
Похвалу критиков снискали тобольские «Игроки» и тюменское «Марьино поле» (режиссер обоих спектаклей — Михаил Поляков). Леонид Окунев, исполнитель ролей второго плана в «Марьином поле», получил специальную премию. Теперь на его счету три статуэтки «Конька». «Игрокам» тоже позолотили ручку.
Курганскую «Лавину» наградили двумя специальными призами. Тюменский «Дядя Ваня» принес победу Марине Слепневой и Сергею Белозерских. Анта Колиниченко, сыгравшая в «Дяде Ване» Марью Васильевну, получила премию «За честь и достоинство». Андрей Волошенко, сыгравший Войницкого, также удостоен специальной премии. Все эти награды может разделить с актерами постановщик «Лавины» и «Дяди Вани» Линас Зайкаускас.
Магнитогорский «Блин-2» и новосибирские «Затейные истории» вывели в победители режиссёра Сергея Пускепалиса и актрису Наталью Тищенко. К главным призам прибавились специальные: для актера Павла Крутькова («Блин-2») и режиссера Алексея Крикливого («Этейные истории»).
Радует, что статуэток «Конька» хватило на всех, кто их заслужил. Eще больше радует само количество работ, достойных награждения.
***
фото: Сцены из спектаклей «Коричные лавки» и «Сад признания».