По Лесобазе в компании дружинников
«Ну что, по маршруту?» — Ирина Белокурова собирает людей, и добровольная народная дружина в сопровождении участковых трогается с территории ГОМ-3.
Сегодня по графику обычный вечерний обход, какие ДНД совершает трижды в неделю. С 19 до 23 часов восемь человек в красных повязках следят за порядком на улицах Лесобазы, дежурят на молодежных дискотеках, проверяют документы у иностранных граждан. Они — частые гости в неблагополучных семьях и неспокойных общежитиях. В одно из таких общежитий на улице Камчатской, 47, мы и отправляемся сейчас.
Знакомлюсь с дружиной. Ирина Юрьевна — командир. Видно сразу, что даром времени терять не любит. Уверенная речь и быстрая походка выдают в ней женщину инициативную, легкую на подъем. Такой человек и других сможет организовать, направить. На вопрос о том, почему занимается делом вроде бы совсем не женским, отвечает: «Я работаю в школе с неблагополучными семьями. Eсли раньше приходилось навещать их в одиночку, то теперь ходим дружиной. Да еще и участковые с нами. Это очень удобно. Дружинник не имеет никаких полномочий. А участковый, если нужно, может и наказать, применить силу. Так что теперь нет никакой боязни».
«А как же семья, муж относятся к такой работе?». Ирина Юрьевна улыбается: «Муж? А вот он». Оказывается, Александр Белокуров, бывший милиционер, тоже входит в ДНД. «20 лет проработав в милиции, не могу сидеть на месте», — говорит он вроде бы шутливо, но, по-моему, это чистая правда.
А вот и дом N 47 по Камчатской. Подъезд встречает унылыми обшарпанными стенами, деревянная лестница ведет на второй этаж, но там так темно, что кажется, это путь в никуда. Высовываются из дверей любопытные детские мордашки. Увидев дружинников, Алла Матронич, здешняя жительница, рассказывает о своих беспокойствах: «Молодежь по ночам устраивает беспорядки, а недавно какой-то буян с ножом женщину гонял. Милицию вызвали, но она приехала только под утро».
Все претензии дружинники приняли к сведению, заглянули в пару квартир, которые, по словам жильцов, слывут самыми неспокойными. Хозяева их шли на контакт не очень охотно, горячо уверяя в своей добропорядочности.
В обязанности дружины входит и наблюдение за бывшими осужденными. Отправляемся дальше.
Старая деревянная избушка -жилье Геннадия (фамилию из этических соображений не называю — А.Ч.)… Рыжая кошка на крыльце — признак того, что здесь есть жизнь. Вскоре появился и хозяин — худой, бледный, исколотый татуировками. «Не следишь за порядком во дворе», — делают замечание участковые. «Как не слежу, — возмущается, — вы к соседям загляните, это они свалку устраивают. А у меня все нормально».
Рассказывает о себе: «Болею туберкулезом. «Скорая помощь» меня не берет, лечить не хотят. Eсли на будущий год не умру, огород вскопаю, сирень посажу под окнами». Наверное, такую жизнь называют «дном». И у каждого, кто прикасается, свои мысли о ней.
«Надо как-то помогать этим людям, поднимать», — считает Ильяз Гизатулин. Он работает в дружине с марта, с тех пор, как ему исполнилось 18 лет. Работу совмещает с учебой в колледже. Говорит, одно другому нисколько не мешает.
Поначалу родители Ильяза волновались: все-таки работа ответственная, связанная с долей риска. «Сейчас отец поддерживает меня, — говорит он. — Когда моему другу исполнится 18, он тоже придет в дружину».
По пути заглядываем в игровой клуб. Ирина Белокурова говорит: раньше здесь проходили дискотеки со всевозможными нарушениями, поэтому танцпол прикрыли. То ли жители Лесобазы не любители азартных игр, то ли время еще раннее — в зале практически пусто. «Детей до 18 лет мы не пускаем, а из спиртных напитков разрешаем проходить только с баночным пивом», — рассказывает молодая девушка, следящая за залом. Коль все в порядке, задерживаться не будем.
Идем к парку. Говорят, тут на удивление чистота и порядок, даже после того, как молодежь отдохнет. Здесь мы с дружиной прощаемся. Напоследок они проводят короткую планерку, обсудив дальнейший план обхода.
Сегодня по радио обещали дождь, а им еще два часа патрулировать улицы.
***
фото: По знакомому адресу;Участники вечернего рейда, в центре — Ирина Белокурова (в очках).