Искусство всегда требует жертв
Тобольск, суббота, 21.00. Дирижер Новой оперы Дмитрий Волосников поднимает палочку, звучит увертюра к «Борису Годунову».
Боюсь, что такого столпотворения двор тобольского Кремля не видывал даже «во дни торжеств и бед народных». Трасса Тюмень- Тобольск в субботний день качнулась в северную сторону, а ночью — в обратном направлении. Все на колесах — истинные меломаны и повлекшиеся за ними, общим числом 2500 человек. Говорят: тоболяки очень сердились, что им досталось мало билетов.
Eсли досада и имела место, то хозяева виду не показывали. Более того, постарались прибрать город. Вечные бурьяны в окрестностях Кремля (со стороны Прямского взвоза) были выкошены до самой земли. Местная милиция, славящаяся своим гостеприимством, и на этот раз была сама доброжелательность. На вопрос: «Где тут можно припарковаться?», встречный майор с жезлом тотчас отвечал: «Здесь, здесь и здесь…»
Наконец, все припарковались и разместились на специально изготовленных помостах, на новеньких стульях, только что промытых проливным дождем.
О дожде — отдельно. Разверзшиеся ровно в 16 часов хляби небесные промочили специальную аппаратуру, которая, по мысли режиссера, должна была наполнить божественным звучанием громадную площадь. Изумительный оркестр и прекрасный хор, что в большом зале филармонии покорили слушателей двумя-тремя днями ранее, не смогли проявить свою мощь. А стоило звуковикам чуть-чуть поднять микшеры, как в микрофонах начинал «петь» гуляющий в кремлевском дворе ветер.
… Идея поставить «Бориса Годунова» в естественных декорациях — среди соборов и крепостных башен Тобольска — к директору Тюменской филармонии Михаилу Бирману пришла в Вологде, где он увидел подобный спектакль. Главный режиссер Новой оперы Валерий Раку специально приехал в Тобольск и остался в восторге: «Я вижу это здесь!»
Публике идея тоже понравилась- Тюмень двинулась на Тобольск, как войско Eрмака. Тем более что долгосрочный прогноз был благоприятен (в 18.00, когда я выезжал из Тюмени, автомобильный термометр показывал плюс 30). И зрители собрались как на парад. Дамы — в белом и прозрачном, иные — в глубоком декольте. Мужчины, в большинстве, тоже в белом. А отдельные строительные руководители были даже в изысканном черном — смокинг и галстук-бабочка.
400 лет Борис Годунов пытается оправдаться. 400 лет гадает история: убил кто-то царевича Дмитрия или сам он закололся в припадке падучей? Вечная драма вины и раскаяния, конфликт людской молвы и жесткой логики целесообразности — чем убедительнее доказательства, тем меньше им веры…
По мере того, как нарастали страсти на сцене, температура окружающего воздуха понижалась, вынуждая особо легкомысленную часть публики думать не о трагедии царя Бориса, но о глотке горячего чая или кофе. (Одна пара из первого ряда после сцены в корчме на литовской границе сумела сбегать в ближайший ресторан — выпить кофе.)
Смеркалось. Непонятый современниками и потомками Борис Годунов трепетал под ударами судьбы, взывая к России, представленной в импровизированном театральном зале Тобольска. То ли жалость к царю Борису, то ли усилившийся холодный ветер вынуждали зрителей теснее прижиматься друг к другу. Тем, кто на сцене, было чуть лучше. Одежда конца XVI-начала XVII века лучше приспособлена к прохладной погоде. А преимущество было за членами думы, естественно, боярской, которым полагались тяжелые шубы до пят. Особенно удалась роль князя Василия Шуйского актеру Роману Шулакову, одетому в теплый синий охабень. Благодаря этому голос главного в драме интригана звучал особенно свежо и убедительно.
… Все кончилось. Мы шли к машинам, сопровождаемые непонятным железным звяканьем. Я оглянулся — неясная фигура в рубище, увешанная веригами… Юродивый, он же тенор Дмитрий Пьянов, шел разгримировываться, прикрывая руками драгоценное горло.
***
фото: