Тюменские «комсомольцы» на подводных крыльях
Факт строительства торпедных катеров 123-бис «Комсомолец» в 1943-1947 годах на стапелях Тюменского судостроительного завода N 639 широко известен.
Однако то, что именно эти катера стали прообразом пассажирских и боевых «вымпелов» на подводных крыльях, долгое время покрывала завеса тайны.
Лишь в наши дни имя главного конструктора катера Филомена Ливенцова (1901-1977) можно с полным правом поставить рядом с создателем «Ракет», «Комет» и «Метеоров» на подводных крыльях Ростиславом Алексеевым (1903-1974) с завода «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде).
Летом 1946 года три серийных «комсомольца» отправились с берегов Туры на Волгу.
По совместному приказу министра судостроения СССР Ивана Носенко и начальника управления кораблестроения министерства ВМФ Николая Исаченкова эти катера предназначались для испытаний «нового оборудования». То есть, переоснащение торпедных катеров типа 123-бис с американских двигателей «Паккард» на отечественные моторы конструкции Александра Микули-на. Но главное, на них решили установить особое изобретение Ростислава Алексеева — «подводные крылья».
Впервые звено «комсомольцев», построенных в Тюмени, в новом качестве вышло на ходовые испытания 21 июля 1946 года. Они проводились в облегченном варианте без торпед калибра 533 мм в трубчатых аппаратах ТА-45.
Экипажи испытательных катеров, состояли из инженеров и техников «сормовского» завода. Представителями тюменцев на испытаниях был сдаточный мастер завода Михаил Шапошников и сотрудник военной приемки предприятия, изготовителя катеров, инженер-капитан 3 ранга Хачарес Чахальян. Общее командование испытательным забегом осуществляли «штатский» Ростислав Алексеев и Герой Советского Союза капитан 3 ранга Владимир Гуманенко
На «мерной миле» акватории завода катера показали уникальную скорость 52 узла (один узел — одна морская миля, или 1852 метра).
Испытательные «забеги» неоднократно повторялись. Тюменские «Комсомольцы» показали завидную устойчивость и на высокой волне. Полную программу испытаний на прочность выдержал один катер — заводской шифр — ТК-400.
После завершения испытаний на реке они продолжились на Черном море. В 1947 году ТК-400 под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга Владимира Пилипенко в Севастополе установил рекорд скорости на подводных крыльях в 57 узлов.
После этого изобретенное сормовичами подводное крыло получило путевку в жизнь.
В том же 1947 году последние четыре 123-бис отправились из Тюмени во Владивосток, а 16 недостроенных корпусов катеров с технической документацией «переехали» из нашего города на завод N 831 в Феодосию, где они и выпускались до 1955 года.