X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Дети — такой злой народ?

В ночь с 28 на 29 июля во дворе школы /V 57 пятеро подростков насмерть забили человека — 60-летнего сторожа школы.

Во дворе 57-й тихо и пустынно. До начала учебного года еще целый месяц. К сентябрю ветер и дождь окончательно сотрут следы трагедии, развернувшейся здесь накануне Дня города. И лужа крови справа от школьного крыльца, присыпанная песком, но все равно еще различимая, будет совсем незаметна.

Ночью 29 июля пятеро пьяных подростков, недавних выпускников 9-го класса этой и соседней школ решили развлечься — принялись бить стекла в школе. Сторож Владимир Васильевич Шишков нажал тревожную кнопку и вышел на улицу, сделал замечание. Подростки окружили пожилого человека и стали избивать. Приехавший спустя три или четыре минуты экипаж вневедомственной охраны застал нападавших на месте преступления. Но задержать их не удалось — подростки бросились врассыпную. К тому моменту Владимир Васильевич уже не подавал признаков жизни.

Как рассказал старший следователь Калининской прокуратуры Владимир Михальков, спустя час следственно-оперативная группа задержала двоих подозреваемых — оказывается, они наблюдали за происходящим издалека! Руки и одежда одного из них были в крови. Задержанных доставили в УВД Калининского округа. Вскоре к ним присоединили еще двоих предполагаемых участников преступления.

***

Директор 57-й школы Леонид Чеблаков сидит в пустом кабинете своей пустой школы. Растерян он или расстроен, сказать не берусь. Скорее, растерян. Леонид Александрович сначала отказывается говорить о своих бывших подопечных, но потом разговор как-то сам собой переходит в нужное русло, и мне уже не приходится задавать вопросы.

«Я лично пытался вложить в их головы понимание того, что нужно стать достойным человеком, жить нормальной жизнью, закончить школу и идти дальше, стремиться к чему-то. Сколько было разговоров, встреч с родителями, попыток наставить ребят на верный путь… Как они могли сделать это? Как могли поднять руку на пожилого человека? Значит, было у них что-то в характере. Вы ведь понимаете, не так просто взять в руки палку и забить человека насмерть. Значит, человеческого в этих ребятах меньше, чем звериного. То, что они сделали, страшно. Это требует наказания, очень строгого наказания… Я тридцать лет работаю директором школы, но впервые сталкиваюсь с такой жестокостью. Совсем недавно получил справку о том, что в нашей школе нет правонарушений. Результаты по EГЭ у наших ребят очень хорошие… Я ухожу на пенсию, всего несколько дней осталось доработать, а тут — такой «подарок».

Опытный педагог Леонид Чеблаков, который с одного взгляда может определить, получится ли из ребенка настоящий человек, не предполагал, что его бывшие ученики, выпускники девятого класса Иван, Слава, Юра и Ильгар совершат убийство. Да, это были проблемные дети. Ссорились с родителями, сбегали из дома. Никто из них не был прилежным учеником, никто не отличался хорошим поведением. Но что они способны лишить жизни человека — это не укладывается в голове.

«Владимир Шишков был действительно хорошим человеком, — рассказывает Леонид Александрович. — Всю жизнь он проработал авиатехником в Плеханово. Был на Севере. Говорят, что однажды спас от гибели экипаж, вовремя заметив неисправность. У нас он проработал полтора месяца. В ноябре ему должно было исполниться 60 лет».

***

В фойе школы N 57 висит стенд «Я — гражданин». Флаг России, герб Тюмени, адреса и телефоны организаций, куда могут обратиться дети, если их права нарушаются. В длиннющем перечне прав и обязанностей граждан РФ есть строчка: «Каждый имеет право на жизнь».

Для кого все это? Для школьников? Для комиссии, которая каждый год проверяет образовательные учреждения? Интересно, кто-нибудь читал материалы этого стенда, размышлял о том, что в них сказано? Не знаю…

Помню, такой же стенд висел и в моей школе, вот только мне кажется, что висел он больше для порядка. Техничка стирала с него пыль…

В романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» дети, попавшие на необитаемый остров, постепенно превращаются в зверей. Сначала они держатся вместе, объединенные надеждой на скорое спасение, а когда общая цель — подкладывать в сигнальный костер сухие ветки и ждать корабля — теряется, начинают убивать друг друга, представляя, что охотятся на дикую свинью.

Может, в этом заключается проблема? Не в том, что современные дети в принципе слишком жестоки. Не в том, что их родители заняты добыванием денег и не могут уделить им должного внимания. Не в том, что по телевидению круглые сутки показывают боевики и криминальные новости. Проблема — в отсутствии общей цели. Пионерия, детское объединение… Назовите это как угодно, главное — суть. Главное — то, что объединит детей и научит их быть добрыми.

Психологи считают, что дети девяностых — потерянное поколение. Психолог следственного изолятора N 1 Ольга Ткачева, которая много лет проработала в воспитательной колонии в Вин-зилях, считает, что современные дети предоставлены сами себе, ничем не заняты, ничем не интересуются. Но и ими никто не интересуется, даже собственные родители. «Это дети улицы, — говорит Ольга Михайловна. — Им нравится делать то, что запрещено, что не одобряется обществом. Это их форма протеста. Большинство детей, которые попадали в колонию, возвращаются туда снова. Это как снежный ком — переступив однажды черту, человек никогда не сможет все исправить, вернуться к прежней жизни. И еще дети-преступники — самый злой народ».

***
фото: Выдержка из Конституции, которая висит на стенде в школе N 57;Здесь еще заметны следы крови.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта