Жизнь посвятил борьбе
Фронтовик Николай Андреевич Рязанов — один из ветеранов тюменской пожарной охраны. Пятнадцать лет послевоенной жизни бывший старшина из 2-й гвардейской танковой армии посвятил защите родного города от огненной стихии.
В послевоенной Тюмени преобладали дома деревянные. Любая оплошность со спичкой, окурком или не выключенным утюгом часто приводила к большой беде. В памяти ветерана яркими вспышками остались наиболее сильные пожары, полыхавшие на городских улицах в 1950-60 годах.
«Служба в пожарной охране началась в июне 1953 года. В то время в Тюмени размещалось пять пожарных команд. Первая — на улице Республики, 2, вторая — на Первомайской, 2, третья — на улице Осипенко, четвертая — в заречной части города и пятая — на Московском тракте. Вот во второй ГПК и появился новый инспектор по профилактике Рязанов», — рассказал о себе в третьем лице Николай Андреевич.
За каждым инспектором закреплялись конкретные учреждения и предприятия. Новый инспектор стал куратором детского дома N 66 и детсадов NN 9 и 18. Размещались они, естественно, в деревянных зданиях. Особое беспокойство вызывали детские садики, так как они размещались на верхних этажах обычных жилых домов. Взрослые и подростки то и дело покуривали, а наверху занималась ребятня. Гарантии от огненной беды не существовало. Пожарные тревоги следовали одна за другой. То ДОК «Красный Октябрь» полыхнет, то Центральный рынок…
Но объектом особого внимания пожарных считался деревянный мост через Туру возле областного краеведческого музея. Спасать его приходилось не раз. Случались и курьезные ЧП. Летом 1954 года студент пединститута пытался поджечь мост, пребывая в тоске от неразделенной любви… К счастью, коробок спичек отсырел, а наряд милиции проявил бдительность.
К этому времени Николай Андреевич стал начальником городского отдела пожарной охраны. Служба шла своим чередом. К «деревянной» опасности добавилась и газовая. В квартиры пропан доставлялся в ярко-красных баллонах. Иногда они «травили» и становились источниками беды. Так, в 1965-м на весь поселок Калинина громыхнул взрыв. От разлетевшегося баллона с газом в четырехэтажном доме N 33 на улице Мира рухнуло перекрытие на площадке третьего этажа. Под обломками погибла пенсионерка — виновница случившегося…
В том же году гулкий хлопок на втором этаже школы-восьмилетки N 35 на улице Мира прервал уроки первой смены. Неудачные химические опыты едва не стоили жизни учителю и ученикам выпускного класса.
Противопожарная служба Николая Рязанова завершилась в декабре 1968-го.