Привет, артисты, мы вас ждали!
В Тюменском театре кукол — пополнение: пять новых актеров, выпускников Свердловского театрального института. Приехали по приглашению главного режиссера ТТК Сергея Грязнова.
С тюменскими «куклами» они познакомились полгода назад, в порядке экскурсии. Спектаклей не видели, но общее представление получили. Понравилось здание, большое и красивое: точь-в-точь такое, о каком рассказывали старшие товарищи, Вадим Eременко и Алексей Соколов, учившиеся у того же преподавателя Надежды Холмогоровой. Понравились атмосфера, доброжелательный прием.
Публика встретится с новичками осенью. Посмотрим, быстро ли выучит эти имена: Татьяна Лузина, Надежда Черемнова, Антон Нестеренко, Алексей Усов, Владимир Кузьмин.
Eсть старая шутка (Грязнов пересказал): актер театра кукол мечтает работать в ТЮЗе, актер ТЮЗа мечтает работать в «драме», о чем же мечтает актер «драмы»? О том, чтобы уехать за рубеж. Однако мечты Татьяны, Надежды, Антона, Алексея и Владимира пока привязаны к специальности, полученной в институте, и к месту, куда пригласили. До поступления, конечно, собирались стать драматическими актерами. И потом были мысли разные, не только о том, чтобы сменить «куклы» на «драму», но и о том, чтобы вовсе уйти. Однако Холмогорова объяснила ученикам, чем «куклы» лучше, и они этим прониклись. Пересказать пока не умеют, но чувствуют.
Нет, Владимир пытался выразить словом, в чем, например, отличие тюзовских актеров от кукольников. Тюзовские демонстрируют: «Мы такие молодые, с юными работаем, вот актриса, ей 45, а она скачет, прыгает, кувыркается… Но на самом деле они старее, чем кукольники. У нас диапазон шире». Антон продолжает: «Стоя за ширмой, можно играть любой возраст».
Они преданы куклам. Антон: «Кукла может сделать то, чего не может сделать человек. Например, собака подняла уши — и все, зритель замер! Допустим, я, работая живым планом, могу придумать приспособление, шапочку какую-то, на которой уши будут приподыматься, но это не произведет того впечатления. А на собачку зал реагирует! И ждет, когда она в другой раз поднимет уши. Но в другой раз она приподымает не оба ушка, а одно». Наисовременнейшие эффекты, которыми публика вроде бы избалована, не могут соперничать с простыми чудесами театра кукол.
Новые актеры обучены всему, что потребуется: песне, танцу, пантомиме. Некоторые умеют играть на музыкальных инструментах. Но в приоритете — кукла. «Надежда Гавриловна ругала: вы сначала идею придумайте, потом к ней — куклу. А мы сначала куклу сделаем, вплоть до мелких деталей, до бусинок. Потому что интересно!». Они как дети: сперва нарисуют принцессу (солдата, автомобиль), а уже к этому присочиняют историю.
Тем временем в театре «Ангажемент» готовятся к ремонту и выбирают место для нового здания. В июле начались репетиции «Калеки с острова Инишмаан». Пьесу Мартина Макдонаха ставит Антон Милочкин, знакомый тюменцам по «Очень простой истории». Рефрен пьесы — «Наверное, Ирландия не такая уж дыра, раз янки (французы, немцы, цветные) сюда приезжают» — можно перефразировать: наверное, Тюмень не такая уж дыра, если здесь решились поставить Макдонаха.
На сцене Тюменского драмтеатра пройдут гастроли Омского академического театра драмы. Гости покажут семь комедий, в том числе «Дачников», которых мы видели осенью на фестивале «Золотая маска: лучшие российские спектакли». Жаль, что в гастрольной афише нет «Вишневого сада» и «Фрекен Жюли», участвовавших в национальном конкурсе в этом году. Судя по всему, нас хотят развлечь, для обоюдной пользы: посмешить и душу (плюс карман) облегчить (наполнить). Будем предвкушать.
P.S.: Наверное, Тюмень не такая уж дыра, раз сюда приезжают выпускники Свердловского театрального института и Омский театр драмы!