Когда Испанию меняют на Тюмень, это греет сердце
Скорее всего, Афранио Луис да Силва и Эвандро Маркес Морейра — самые первые бразильцы, которым суждено жить в Тюмени. Первые, но не последние.
А будет еще Данило Эрнесто Кружер, вратарь, третий по счету южноамериканский легионер МФК «Тюмень». Кстати, на открытой тренировке команды в понедельник, во время недлинной паузы между чешским Кладно и украинским Харьковом, мы не увидели Кружера на паркете «Центрального». Говорят, еще не прилетел.
Два других его соотечественника по понятным причинам приковали к себе внимание пришедших сюда журналистов. В общении помог новый в клубе (и совершенно необходимый) человек — переводчик Владимир Габышев. У него я первым делом спросил: как по-португальски «здравствуйте»? Тезка и новый знакомый сначала произнес мудреное словечко, которое я не слишком-то и не понял, а потом предложил гораздо более простое «ола» — типа нашего «привет» или американского «хай».
Впрочем, «ола-оля» пока не понадобилась — прямо в ходе тренировки из процесса «выдернули» сначала Афранио, а потом Эвандро — и каждого немного помучили вопросами перед телекамерами и фотообъективами.
Может, я что-то придумываю, но бразильцы показались мне похожими, как родные братья. Старший и младший. Потому что Афранио старше Эвандро на несколько лет. Вероятно, это сходство объясняется просто: оба смуглы, кареглазы и по-спортивному поджары — ни грамма лишнего веса, сплошные мускулы.
Первым «отчитывался» 34-летний Афранио. У него еще нет цельных впечатлений от Тюмени — они появятся позже, когда лучше познакомится с городом. О «Тюмени» он сказал, что это молодая команда, и надо интенсивно работать, развиваться, а это всегда интересно. О том, как удается сохранять прекрасную спортивную форму:
«Для меня мини-футбол — образ жизни». О необычной татуировке на ноге: «Она олицетворяет мир». (Чуть позже футболист добавил с улыбкой, что есть еще одно тату — на бедре).
Корреспондент «Курьера» спросил: действительно ли Афранио был некогда серебряным призером молодежного чемпионата мира в большом футболе? Он подтвердил: да, это так. Но окончательный выбор все-таки пал на мини-футбол, потому что именно он хорошо развит в том городе, где жил нынешний маститый новобранец «Тюмени».
Поинтересовался «Курьер» и тем, как решил на чужбине Афранио проблему вкусной и здоровой пищи. На что он сообщил, что одиннадцать лет прожил в Испании и привык к тамошней кухне. Но и русской кухни не чуждается: как-никак поиграл за «Норильский никель». Любимым блюдом из российского меню назвал незнакомый мне салат «Цезарь» (название говорит само за себя!).
Будем надеяться, что и в составе тюменского клуба многоопытный и мастеровитый футболист ощутит себя «цезарем» (читай — императором), который, словно римские когорты, поведет за собой молодых игроков.
Вспоминаю весенние матчи с «Норильским никелем» и то, с какой похвальной настойчивостью Афранио молотил по нашим воротам своей коронной левой — как гвозди заколачивал. Не хотел бы я подвернуться под такой удар! Своеобразной усмешкой судьбы можно считать тот факт, что в первом туре нового чемпионата страны к нам пожалует именно Норильск и что теперь ему придется почувствовать на себе тяжесть «колотушки» бразильского голеадора.
Следом журналисты пообщались с Эвандро. Он играл в испанском чемпионате, сильнейшем в мире, но и к российскому испытывает большой интерес. Считает, что между этими двумя чемпионатами существенных различий нет. 29 лет, не женат. В Испании осталась невеста (и надо полагать, звонить ей из далекой Тюмени он будет очень часто).
Разумеется, Эвандро отвечал на вопросы скупее Афранио — ведь он в России всего-ничего и лишь копит первые впечатления. И в команде только осваивается, хотя, судя по его результативности на чешском сборе, здесь все будет нормально.
… Между тем, тренировка продолжалась (как выяснится позже, последняя перед вылетом в Харьков). За кромкой поля рядом со мной нечаянно оказался Александр Толстов, вернувшийся из Казахстана, где он провел сезон в семипалатинском «Цементнике». Год назад ситуация сложилась таким образом, что после операции на колене Саше необходимы было восстановление и игровая практика — так он и попал в ближнее зарубежье. Возвратился, плодотворно поработал на чешском сборе. Да вот незадача — новая травма, к счастью, не такая серьезная, как раньше. На Украину Толстов не полетит, но оставляет за собой шанс сыграть в Eкатеринбурге на «Кубке Урала» за наш дубль. Я пожелал ему скорейшего выздоровления. У 24-летнего игрока, одного из тех, кто составлял «надежду и опору» тюменского клуба в последние годы, все еще впереди — с твердой верой в это я и расстался с ним до новой встречи.
На площадке в это время развернулась двухсторонняя игра. Мелькали знакомые лица — Денис Абышев, Сергей Марадуда, Николай Переверзев, Ильдар Нугуманов, Игорь Жданов… И те, кого лично я увидел впервые, — Сергей Чухрий, Максим Набоков, вратарь Артур Цыба.
Кстати, о голкиперах. Чего я точно не успел сделать в этот вечер, так это спросить Георгия Замтарадзе, почему он остригся наголо. Такую эффектную шевелюру загубил! Сразу вспомнилось классическое, из «Бриллиантовой руки»: «Почему Володька сбрил усы?». — «У кого?!».
Почему Гоша остригся, мы все равно когда-нибудь узнаем. Лишь бы новая прическа помогала ему классно ловить мячи. Может, так ему легче прыгать за «круглым»?
***
фото: Афранио;Георгий Замтарадзе и Денис Абышев;Эвандро крупным планом