X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь

Когда я училась в средней школе, мама не раз говорила мне, что лучшей порой в ее жизни было студенчество.

Именно четыре светлых года, пришедшиеся на эту пору, оставили наиболее яркий след в ее памяти.

Слушая маму, я мечтала об университете. Согревала мысль о том, что высшая школа будет оправдывать свое название: там наконец-то смогу заниматься тем, что мне по душе. А количество «ненужных» мне предметов сократится в несколько раз. В прошлом останутся наигранные и помпезные призывы жить интересами родного класса, выливавшиеся в коллективные сборы и безрадостные турелеты. Став студенткой, я буду нести ответственность за собственные поступки и окончательно освобожусь от необходимости учиться «понемногу чему-нибудь и как-нибудь»…

Романтически настроенной школьнице университет казался освобождением. Я так стремилась хоть на чуточку приблизиться к студенческой жизни, что после 9-го класса поступила в гимназию при ТюмГУ. Здесь старшеклассников ласково и почти без снисхождения называли «младшими студентами», давали прекрасные знания и целенаправленно готовили к поступлению в вуз.

Оказавшись в университете, я получила многое из того, чего желала, и испытала удовлетворение от перехода на новую ступень образования. Но вместе с тем поняла еще кое-что. Вспомнила фразу, которую не раз слышала от многих людей: «Высшее образование в России стало доступным, универсальным, всеобщим». А, вспомнив, окончательно прояснила для себя ее расхожий смысл.

Меры, предпринятые для того, чтобы облегчить абитуриентам поступление в вуз, в чем-то справедливы. Так, платность образования и ограничение количества бюджетных мест дают возможность при поступлении проверить качество знаний, поучаствовать в нелегком конкурсе, выдержать его и учиться бесплатно. Или же, в случае «поражения», оказаться на договорном месте. Иначе говоря, предоставление всем шанса учиться в вузе помогает в полной мере выявить свой потенциал и, если удастся, реализовать его.

Но у всякой медали, как известно, есть обратная сторона. Каково же сегодня отношение студентов, настоящих и будущих, к высшему образованию? На этот вопрос нельзя дать один общий ответ. Новоиспеченные студенты преследуют разные цели: один всерьез намерен заниматься наукой, другой желает получить престижную специальность, третий оказался в стенах вуза по воле строгих и требовательных родителей.

И, тем не менее, одну тенденцию можно выявить: в условиях рыночных отношений получить образование для многих молодых людей — значит, упрочить свой социальный статус. Высшее образование, таким образом, становится такой же необходимостью, как обязательное школьное.

А первоначальное значение слова «университет» (с латинского — «совокупность знаний») забывается. Кажется, что в современной России понятие «университет» окончательно сведено к существовавшему в дореволюционной России реальному училищу, где можно было выучиться ремеслу. Университет же всегда предполагал глубокое изучение на всех факультетах античной филологии, философии, современных европейских языков. В наше время всем этим занимаются лишь студенты, обучающиеся по соответствующему профилю.

Иными словами, произошла подмена представления о том, что же такое университетское образование. Это горько, но — есть и несомненные плюсы. Дифференциация образования в прошлом, противопоставление университета реальному училищу, а светского обучения — богословскому, образовывали пропасть непонимания между людьми, во многом порождая неравенство. В наши дни задан уровень высшего образования, и человеку предоставляется право самостоятельно решить, остаться на этом уровне или подняться выше. Причем подняться — отнюдь не значит «получить в обязательном порядке ученую степень». Качество образования зависит только от самого человека.

*Eкатерина Новокрещенных, студентка сразу двух факультетов Тюменского госуниверситета

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта