Муниципальный — не значит плохой
Журналистская бригада «Тюменского курьера» побывала в ПАТП-1, чтобы узнать, чем живет муниципальный транспорт, каковы его болевые точки.
Наверняка вы сразу представляете себе этакую страшную картинку: из ворот выезжает красно-белая развалюха со скрипящими дверями, слоем пыли на сиденьях и ворчливым кондуктором. Это, конечно, есть, но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Обо всем по порядку.
ПАТП-1 — обладатель первой национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница». Предприятие имеет 57 маршрутов. Eжедневно на линию выходят 111 машин, а маршрутная сеть протянулась более чем на девятьсот километров. В месяц здесь перевозят около трех миллионов человек.
Каждый день ремонтная служба предприятия принимает около пятидесяти заявок.
«В прошлом году по городской программе нам выделено 5,6 миллиона рублей. На эти деньги закупили оборудование, которое позволяет качественно и в срок проводить ремонт автобусов, — рассказывает главный инженер Валерий Истомин. — Установили в гараже новые подъемники и газоотводные катушки, обновили шиномонтажный стенд. Кроме того, приобрели новый экскаватор и гусеничный бульдозер для уборки территории».
Цехов здесь больше тридцати. Заглянем в некоторые. Видно, что здесь есть свои проблемы.
К примеру, цеху гидравлической аппаратуры недостаточно площади, на которой он расположен. Действительно, небольшая комната буквально напичкана всевозможным оборудованием и пропитана стойким мазутно-металлическим запахом. Как раз из-за запаха ее и переселили с бывшего места жительства, которое было намного просторнее.
Идем дальше. В небольшом ангаре ремонтируют кузов автобуса, который в скором времени станет новой машиной техпомощи.
«Старая давно исчерпала свой ресурс, — объясняет Валерий Истомин, — а эта будет снабжена необходимым оборудованием и сможет выезжать, чтобы транспортировать поломанный автобус в гараж».
Через широкие ворота в ангар заглядывает солнце, играет на оранжевых боках кузова. Eсли пройти через них, попадаешь на… «кладбище». Это я так мысленно окрестила внутренний двор, где разбирают дожившие свой век машины. Покореженные обломки автобусов — печальное зрелище. Скоро они займут место на свалке…
Несмотря на то, что станочный парк сильно изношен, рабочие стараются чинить детали как можно качественнее. Благо, здесь трудятся опытные, талантливые люди. Многие находятся на пенсии, но все равно не бросают работу.
Анатолий Филатов, фрезеровщик из цеха нестандартного оборудования, работает в ПАТП-1 больше 20 лет. По специальности — автослесарь. Говорит, что коллектив сплоченный, мастеровой. Одна проблема — старое оборудование.
Директор ПАТП-1 Александр Пискулин довольно осторожен в своих словах: «Проблема у нас одна. И касается она не одного нашего города, а вообще всей страны — это отсутствие нормативной базы. Устав, который действовал раньше, устарел, а новые правила не разрабатываются. Необходимы документы, которые регулировали бы процент частного и муниципального транспорта в городе, порядок образования тарифов, планирование системы проезда. Решение накопившихся оргвопросов позволит перевести качество обслуживания пассажиров на более высокий уровень».
Одна из важных проблем — зарплата водителей. Она ниже, чем средняя по городу, поэтому водителей не хватает. Предприятие имеет 190 транспортных единиц. Хотя в прошлом году автобусный парк обновили, тем не менее, здесь продолжают трудиться около 40 автобусов, которые давно устарели. К примеру, на 60-м маршруте — три автобуса 1993 года выпуска. «Новые машины мы ставим на социально значимые маршруты, — говорит Александр Пискулин, — например, в летнее время — на дачные».
За счет собственных средств ПАТП-1 не может обновлять парк. Все новые автобусы приобретены на бюджетные деньги.
«Несмотря на все трудности, будущее у муниципального транспорта есть», — считает Пискулин. Город растет и расширяется, и люди все равно будут пользоваться услугами общественного транспорта.
Возможно, какие-то проблемы поможет решить акционирование предприятий. По мнению Александра Пискулина, самый приемлемый вариант таков: предприятие имеет инвесторов, но контрольный пакет муниципалитет оставляет за собой.
***
фото: