Испанская экспрессия и русская душевность
В воскресенье тюменские почитатели классической музыки ждали выступления молодого испанского пианиста Хосе Луиса Нието.
Этот выдающийся исполнитель нового поколения испанских музыкантов уже объехал с концертами всю Eвропу. Да и нынешний приезд в Россию для пианиста — не первый: однажды он уже выступал в Москве.
Перед началом концерта, когда я ждала фотокорреспондента на ступеньках филармонии, ко мне подходили случайные прохожие и спрашивали, кто сегодня играет и дорогие ли билеты. Удивительно, но некоторые из них после нашей беседы действительно заходили в кассу, а потом я видела этих людей в зрительном зале.
Но хотя выступление Хосе Луиса Нието и стало изюминкой концерта, героев вечера было гораздо больше. Открыли его любимый оркестр тюменцев «Камерата Сибири» под руководством Антона Шароева и камерный хор «Ренессанс» во главе с Анжеликой Таланцевой.
Как говорить о том, как играет оркестр и как поет хор? Как описать взмах руки Шароева? Как звучит «Демественная литургия Иоанна Златоуста», когда ее исполняют не просто профессионалы, но люди вдохновенные и талантливые? Как будто бы ниоткуда начинается звук, нарастает и растворяется в воздухе. Я впервые видела, как некоторые из зрительниц украдкой подносили к глазам платки.
Но начавшийся так сильно концерт «смялся» после первой же композиции. Дирижер все не выходил на сцену, хотя зал вызывал его криками и аплодисментами. Объявили явно не запланированный антракт. После него зрители рассаживались по своим местам и с повышенным вниманием всматривались в лицо, а потом в спину Антона Шароева.
Уже потом выяснилось, что для дирижера нынешнее выступление на «Алябьевской музыкальной осени» получилось трудным: он оказался нездоров. Догадаться было практически невозможно — с такой отдачей работал Антон Шароев.
Хосе Луис Нието появился на сцене во второй половине вечера. Он солировал в Концерте N 1 для фортепиано, трубы и струнных Дмитрия Шостаковича. Eго экспрессивная, почти яростная игра как будто выбивалась из общего контекста музыки. Оркестр подхватывал мелодию и смягчал ее: скрипки нашептывали, словно стараясь успокоить разбушевавшееся, рассерженное фортепиано. Своеобразное музыкальное противостояние получилось виртуозным.
Нам явно не хватило страстной музыки молодого пианиста — время пролетело незаметно, и показалось: он провел на сцене слишком мало времени… Но, в любом случае, это знакомство оказалось приятным и запоминающимся.
.
***
фото: Хосе Луис Нието и Антон Шароев;Пой, скрипка;На сцене — камерный хор «Ренессанс»