X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Культура как почитание света

8 октября в ДК «Железнодорожников» прошел День культуры, который ежегодно проводит Тюменское областное общество по изучению наследия семьи Рерихов.

Гостей (большую часть которых, кстати, составляла молодежь) ожидала насыщенная программа: выставка репродукций картин Николая Константиновича Рериха «Алтай — Гималаи», музыкально-литературная композиция «Сердце Азии» и фотовыставка.

Целью проведения Дня культуры было знакомство с творчеством и жизненными вехами ученого, философа и художника, основателя Учения Живой Этики Н. К. Рериха. Именно он наделил слово «культура» новым значением. Он писал: «Культура имеет два корня — первый друидический, второй восточный. Культур — значит «почитание света».

Репродукции картин Рериха были представлены в нескольких тематических сериях.

Серия «Знамена Востока» (ее еще называют «Учителя Востока») посвящена теме Учителя. Известно, что великие подвижники, загадочные странники, несшие свет и спасение своим народам, рождались на Востоке. Серию репродукций картин о великих учителях открывает полотно, посвященное великому русскому духовному труженику Сергию Радонежскому.

Eще одна картина экспозиции носит название «Матерь Мира». Именно Матери Мира Рерих отводил центральное место в своем учении как хранительнице света, объединяющей людей. На картине таза ее закрыты платком, так что мы видишь лишь часть ее лица. Eсть несколько трактовок этого символа. Одна из них, более широкая, предполагает, что Матерь Мира олицетворяет собой мироздание, которое мы не можем видеть целиком, а видим лишь часть его. Другая трактовка основана на зрительских впечатлениях и заключается в том, что Матерь Мира намеренно не показывает миру своих глаз, чтобы по их разрезу люди не присудили ей принадлежность к той или иной национальности.

Серия с говорящим названием «Eго мир» была представлена репродукциями полотен Рериха, не в меньшей степени насыщенных символикой. Так, на картине «Жар-цвет» изображен странник, нашедший чудесный светящийся цветок папоротника (тот самый, который, согласно языческим верованиям славян, распускается в ночь на Ивана Купала), символизирующий достигнутую цель духовного поиска.

Все картины объединяет центральный символ творчества Рериха -Гималайские горы. Восхождение на гору означает устремление вверх, готовность бороться с препятствиями.

Отдельно была представлена экспозиция фоторабот из архива экспедиции семьи Рерихов на Алтай 1926 года.

Хочется отметить работу Филиппа Тарасова, студента Тюменского государственного института искусств и культуры, который проводил экскурсию. Делясь со зрителями богатством знаний, призывая их вместе с ним поразмышлять над значением картин, он пробудил у многих живой интерес к творчеству и жизни Николая Рериха.

И, конечно же, в День культуры невозможно было обойтись без музыки. Выступали студенты и выпускники Тюменского колледжа искусств: на сцене звучали скрипка, аккордеон, баян, выступали вокалисты. Также гости могли посмотреть фильм о строительстве в Новосибирске музея имени Рериха.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта