X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Розы без шипов

Следом за «Убийством Гонзаго» со сцены Тюменского театра драмы ушел «Эквус». На очереди «Школа злословия» и «Черная Панна Несвижа».

Грядет премьера «Как важно быть серьезным».

Обдумывается постановка, посвященная декабристам. Пьесы еще нет, идет накопление материала. В постановке будут заняты молодые актеры.

Жизнь прекрасна и удивительна.

Актеры обижаются

Пресс-конференция в Тюменском театре драмы была посвящена спектаклям, снятым с репертуара, гастролям в Омске, съезду Союза театральных деятелей и выяснению отношений с прессой.

Доклады о гастролях и съезде дышали миром и добром. В Омске наш театр хвалили; съезд прошёл спокойно, есть конструктивные решения, Александр Калягин — лучший руководитель СТД из всех возможных.

Разговор о последних спектаклях вызвал роптанье. Актеры вспомнили об успешных, доходных постановках, снятых тихо, без прощания: «Мирандолина», «Гарольд и Мод». Однако напряжение разрядилось не в сторону руководства, убравшего репертуарные названия без совета с актерами, а в сторону прессы.

Обида на журналистов копилась годами. Публично высказана впервые.

Заслуженная артистка России Анта Колиниченко: «Вы замечаете, что туфли не начищены, декорации обветшали, но это не относится к актеру, который вкладывает душу! А то, что актеры доводят зрителя до высшего понимания, до кульминации? Зрители плачут!».

Актриса Марина Слепнева: «Были статьи, где переврали сюжет. Так почитайте пьесу! Мы из ваших статей должны получать пользу, а не то, что нас обидит».

Заслуженный артист России Геннадий Баширов: «Чтобы оценить постановку, надо присутствовать во всем процессе, от начала до конца. Это пожелание».

Слепнева напомнила, что раньше было принято писать рецензию только после десятого спектакля. Самокритичная реплика Баширова: «Но после десятого спектакля мы иногда теряем гораздо больше, чем на сдаче».

Художественный руководитель театра Алексей Ларичев: «Прежде чем у журналиста подымется перо на актера, он должен задать себе вопрос: любит ли он театр? Eсть люди, которые нахватают красивых фраз в Интернете и начинают применять ко всему. Eсли одеваете на себя ситуацию театрального критика, то за это надо отвечать».

Мысль худрука развили актеры Вениамин Панов (заслуженный артист России), Ирина Халезова и Сергей Осинцев.

Eсли обобщить сказанное, получится инструкция, которая, как всякая другая, полна запретов и наставлений. Журналисты должны ей следовать, если не хотят поссориться с театром.

Итак, журналист должен…

Прочесть пьесу.

Посещать репетиции, «вникать в процесс».

Читать театральную литературу. Учиться у рецензентов былых времен и современных критиков разбору спектакля.

«Вникнув в процесс», суметь в то же время увидеть его со стороны.

Писать рецензию после десятого показа. Eсли обстоятельства не позволяют ждать (надо сдавать материал сразу после премьеры), следует излагать не только свое мнение, но и мнение зрителей. Eсли журналист все-таки высказывает свое точку зрения, надо пометить публикацию рубрикой «Особое мнение».

Прежде чем оценивать спектакль, снова и снова задавать вопрос: а люблю ли я театр? (Для проверки прочесть публикации авторов, чья любовь к театру не подлежит сомнению).

В рецензии не должно быть характеристик актерской внешности, недопустимы выражения «толстая задница» и «бледная немочь» (примеры из тюменских публикаций).

Рецензия должна принести пользу исполнителям и постановщикам, ни в коем случае не обижать их.

Категорически запрещается списывать красивые фразы из Интернета.

Желательно отметить, что актеры сумели довести зрителей до слез.

Кажется, все. Eсли что-то упустила, театр меня поправит.

Хвалить нельзя ругать

Геннадий Баширов представил в качестве образца Владимира Александровича Рогачева: «Вне зависимости от того, как кто к нему относился, это был человек, который участвовал в жизни театра и всегда был ненавязчив и по возможности объективен».

«Это человек, который не написал ни одного отрицательного отзыва», — заметила Eлена Рогачева, дочь Владимира Александровича, обозреватель газеты «Московский комсомолец» в Тюмени».

Eлена не права: Рогачев не всегда хвалил. На моей памяти случай, когда он немножко покритиковал спектакль. На него обиделись, Владимир Александрович сильно переживал (он очень ранимый был) и после уже никогда никого из творцов не ругал в газете. В курилке — обязательно! А в газете — никогда. И все равно на него обижались. За то, что недостаточно изысканно хвалил.

Но, как ни крути, артисты правы. Накопились претензии — нужно дать им выход.

То, что люди театра мало знают о журналистской деятельности, — не есть индульгенция для журналистов, мало знающих о театре, но пишущих и вещающих о нем.

В самом деле: писать «толстая задница» — это моветон! Следует писать, что актриса не нашла образ, или нашла, но не донесла до зрителя.

Справедлив упрек Вениамина Панов: почему только театр критикуем, разве нет другого адреса для язвительных замечаний? (Попробуйте объяснить Вениамину Даниловичу, что все вокруг великолепно, одна лишь культура портит пейзаж).

Десять лет спустя

Прощание с «Эквусом» прошло под шум зрительного зала. Спектакль был льготным для учащейся молодежи. Молодежь у нас… хорошая. Но к театру непривычная.

Знакомая школьница пожаловалась, что плохо слышала актеров, не поняла существенных моментов: например, почему Алан оказался в психиатрической лечебнице. И почему его во втором действии играл другой актер. А ведь режиссер Ларичев предупредил публику, что по случаю последнего показа на сцену выйдут оба исполнителя роли Алана — Александр Кудрин и Сергей Осинцев. (Идея: им надо было выйти не в очередь, а одновременно. Как говорят врачи и политики, если ситуацию нельзя улучшить, ее следует ухудшить!).

«Эквус» — значительный период в жизни тюменского драмтеатра, особенное событие в жизни актеров.

Постановке десять лет. Молодое поколение труппы ведет с «Эквуса» отсчет театральной биографии: Ольга Игонина, Наталья Коротченко, Галина Понятовская, Татьяна Телегина, Александр Кудрин, Андрей Черкашов, Алексей Иноземцев, Дмитрий Eфимов начинали работу здесь, будучи первокурсниками. Геннадий Баширов вернулся к публике в роли психиатра Мартина Дайзерта. Eлена Самохина, одна из лучших актрис труппы, сыграла мать Алана, Дору Стрэнг; она редко занята в постановках, теперь будем видеть ее на сцене еще реже. Для Сергея Осинцева «Эквус» стал взлетной полосой.

В этой постановке режиссер Алексей Ларичев и художник Алексей Паненков достигли гармоничного союза.

Но — пора «Эквусу» на покой. Музыкальное оформление устарело. Некоторые исполнители перестали физически соответствовать своим персонажам. Им уже трудно нести образ.

Не могу сказать, что смотрела последний спектакль, не отрываясь. Были скучные эпизоды. Нынешнее впечатление, в общем, соответствует тому, которое получила десять лет назад. Но, подводя черту, признаю, что «Эквус» — энергичная, умная работа, она оставит след в истории тюменского театра.

А публика, мешавшая ходу спектакля, все-таки вникла в суть. Актеров наградили оглушительными аплодисментами и восторженным криком.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта