Подробности для истории
Вершины театральной местности открыты обозрению. Премьера, бенефис, открытие сезона… А если вглядеться пристальнее, обнаружишь, что в тени больших событий разворачиваются десятки маленьких драм.
Зритель, будь человеком
Ремонт в «Ангажементе» еще не закончен, но руководство театра решило не откладывать открытие сезона на стационаре. Сколько можно скитаться по чужим площадкам!
Режиссер Антон Милочкин, репетирующий «Калеку с острова Инишмаан», восстановил «Очень простую историю», премьеру которой сыграли более четырех лет назад.
Из прежнего состава исполнителей остались Леонид Окунев, Людмила Петрушева, Eвгений Киселев, Ольга Безбородова (в очередь с Безбородовой будет играть Eлена Воробьева, недавно принятая в труппу).
На шести ролях — вводы. Дашку играет Eкатерина Душина, Дашкину мать — Лада Исмагилова, Дашкиного отца — Николай Кудрявцев, Лешку — Денис Юдин, пса Крепыша — Тимофей Шилов, Свинью — дебютантка Светлана Семенова.
(На спектакль пришли Татьяна Пшеничникова, первая исполнительница роли Свиньи, и Данил Гатауллин, первый Крепыш. Не ревниво смотрели. Или тщательно скрывали ревность).
После изменений, внесенных режиссером, действие как будто уплотнилось и течет быстрее. По-прежнему не все понятно в этой «простой истории», однако наше внимание отвлекают от нелепостей и туманностей.
Петуху обновили репертуар. Юная публика радостно всколыхнулась, когда Петух (Eвгений Киселев) загорланил «Не смотри, не смотри ты по сторонам, оставайся такой, как есть!»
Хотя публика веселилась и сама по себе, без повода. Даром что собрались лицеисты и гимназисты. Им воспитаньем мудрено блеснуть.
Раньше — десять, двадцать лет назад — учащаяся молодежь тоже не очень-то знала правила поведения в театре, но чуть скромнее держалась, сдерживала души неопытной порывы.
Сотрудники «Ангажемента» изрядно понервничали. Рассказала им в утешение, что на последнем «Эквусе» в Тюменском театре драмы было еще хуже, чем на «Истории»: шум зала заглушал актеров, школьники гоготали, свистели. А в Курганском драмтеатре недавно во время спектакля «Лавина» на сцену выскочил парень, крикнул: «Лицей номер двадцать!» — и зал отозвался приветственным ревом. Рассказывайте теперь, что сцена священна.
Во время «Очень простой истории» зрители все-таки следили за развитием сюжета, чувствовалось, что им небезразлична судьба сверстников, Дашки и Лешки, они хотят узнать, послушается ли Дашка отца, сделает аборт, или родит ребенка.
Художественный руководитель «Ангажемента» Леонид Окунев постоянно повторяет: нечего на зрителей пенять, это наши дети, это наша публика, ведь у нас молодежный театр… надо играть так, чтобы их увлечь…
Ну конечно, это дети. Молодые люди. Люди. Не животные какие-нибудь. Животные, они на сцене. Свинья, Корова, Петух, Лошадь Сестричка, Пес Крепыш.
Марья, Дуся, она же Ирина, царица
Пока в «Ангажементе» шла «Очень простая история», в театре драмы играли «Семеро святых из деревни Брюхо». Там деревня, здесь деревня. Тюмень — столица деревень.
После спектакля «ангажементовцы» помчались в «драму» -поздравлять Ирину Тутулову, исполнительницу главной роли в «Семерых». Был ее бенефис.
Поздравление не замедлило последовать за финалом: святые вознеслись на небо, круг повернулся, и вот уже вместо трагедии — праздник. Бенефициантка сменила платье блаженной Дуси на свой костюм, вышла к зрителям красивая и молодая.
«Ангажементовцы» приготовили капустник по мотивам «Марьина поля», где Тутулова занята тоже в главной роли. Действие происходит, что интересно, в деревне. Актриса Лада Исмагилова спрашивает по тексту «Марьина поля»: «Это какая деревня, Шиши?» Актриса Капитолина Баженова отвечает: «Нет, Брюхо».
Узки театральные тропы. В «Очень простой истории» Баженова играла роль, которая перешла теперь к Исмагиловой, в «Семерых святых» играет хожалку Дуси; в «Марьином поле» Тутулова, Баженова и Исмагилова играют трех старух.
(Слишком много подробностей, которые вам скучны и вовсе даже не нужны? Но когда-нибудь мою публикацию найдут в архиве и по ней восстановят фрагмент театральной истории. В это верят -не знаю, почему — служители театра. Думаю, они переоценивают значение газетных публикаций, однако на всякий случай фиксирую подробности, для истории).
На капустнике бенефициантка держалась великолепно. Словно это не она только что отработала трудный спектакль. Словно ресурс неисчерпаем. Ирина Тутулова подыгрывала товарищам, импровизировала, на лету извлекала из памяти обрывки других своих ролей, мгновенно улавливала подтекст, танцевала.
В Ирине Ильиничне есть величие, вроде бы не совместимое с подневольным актерским трудом. Внутренний стержень, сила, ощутимая на расстоянии, не мешают актрисе оставаться пластичной, переменчивой, разноликой.
Театр для Тутуловой — дело главное. Не халтура, не хобби. Все всерьез, с полной отдачей. И при этом — в удовольствие. Когда видишь Тутулову на сцене, понимаешь, что именно там она и живет.
… А насчет деревни не беспокойтесь, картина скоро переменится: в драмтеатре грядет премьера по Оскару Уайльду, «Как важно быть серьезным». Должно быть, насладимся великосветским обществом, посмеемся над изысканными шутками.