По ту сторону решетки
Сегодня федеральный судья Владимир Бабинов заканчивает чтение приговора банде Иванцова.
С каждым днем атмосфера в зале суда накаляется. Мама Сергея Иванцова Галина Михайловна теперь не прячет слез.
Она сидит сразу за мной, на втором ряду, постоянно смотрит на сына. До начала заседания — минута. Я поворачиваюсь к Иванцо-вой, но замечаю, как живо реагируют по ту сторону решетки — как будто я посягаю на святое, как будто, прикрываясь сочувствием, пытаюсь что-то выведать у этой женщины. Но у меня нет такой цели. Я на самом деле сочувствую Галине Михайловне. Для нее Сергей — самый лучший, самый любимый человек на свете, младший из трех сыновей. «Он всегда был таким чутким, таким отзывчивым мальчиком, — скажет она позже, в перерыве между заседаниями. -Он никогда не проходил мимо бедняков, отдавал последнюю копейку. Не мог Сережа сделать того, в чем его сейчас обвиняют. Просто не мог. Ведь из них выбивали показания, их пытали, их заставили оговорить себя».
Галина Михайловна плачет. В том, что приговор будет обвинительным, я почти не сомневаюсь. Но даже если Галине Михайловне предоставят неопровержимые доказательства вины Сергея и его приятелей, она никогда не поверит. А то, что подсудимых пытали, добиваясь признательных показаний, в один голос утверждают адвокаты. Они считают, что дело Иванцова и его сообщников полностью сфабриковано. Хотя некоторые нарушения закона подсудимые все-таки признают. Например, подделку документов и еще ряд преступлений, куда менее серьезных, чем разбои и убийства.
Напомню: суд посчитал, что виновность подсудимых доказана по одиннадцати эпизодам. Что касается других преступлений, в которых обвинялись Иванцов и компания, то «суд не находит оснований признать их виновными». Например, «отпадает» разбойное нападение на чету Чикишевых в деревне Перевалово в июне 1999 года. Семью, в том числе двоих малолетних детей, насильно удерживали в доме, угрожали оружием. И все из-за иномарки, припаркованной во дворе.
По мнению суда, стороне обвинения не удалось доказать, что Иванцов и его друзья в то время уже представляли собой организованную преступную группу (банду), более того, — что они вообще были знакомы между собой.
Не удалось доказать и причастность членов группировки к убийству некоего Кириленко, тело которого по сей день не найдено. Известно, что последним, кто его видел, был Неустроев, один из соратников Иванцова, приятель Кириленко. Сначала они вместе пили, потом, по словам Неустроева, Кириленко отправился домой. Eго машину нашли спустя два дня недалеко от дома, хозяина ищут до сих пор. Четвертый год.
Во время предварительного следствия Неустроев признался в убийстве, но указать, где спрятан труп, не смог. По мнению адвокатов, это свидетельствует, что Неустроева заставили оговорить себя и что на самом деле он не имеет к исчезновению Кириленко никакого отношения.
Eсли бы только существовала такая штука, с помощью которой можно было бы прочесть чужие мысли. Тогда бы все точно знали, что этот человек — плохой, а тот -хороший.
Но нет такого прибора. И вот одни считают «бригаду» Иванцова отъявленными бандитами, а другие — современными Робингудами. Дескать, бедных они не обижали, а грабили только богатых. Это сказал мне один из адвокатов, а потом в запальчивости добавил: «Правильно сделали, так с ними и надо. Нечего себе иномарки покупать. Я вот, например, пешком хожу».
Сегодня федеральный судья Владимир Бабинов огласит резолютивную часть приговора. Сторона обвинения запросила для троих участников банды (в том числе и Сергея Иванцова) наказание в виде лишения свободы на 25 лет в колонии строгого режима, с отбыванием первых восьми лет в тюрьме.