X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Франц, Полина и мы

Фильм «Франц плюс Полина», который телерадиокомпания «Югра» показала во вторник в «Премьере», мог оказаться банальным. Ну, в самом деле, что нового можно сказать на тему «он, она и война»? После «Альпийской баллады», после «Итальянца в Варшаве», после фильмов «Ромео, Джульетта и тьма» и «Ночной портье»?

Творческой бригаде, возглавляемой продюсером Олегом Урушевым, это удалось.

Хотя сначала фильм раздражает. Лубочная полесская деревушка, прозрачная речка, в которой купаются мальчишки. Молодые мужчины греются на песочке под августовским солнцем. Потом мужчины одеваются… в мышиного цвета мундиры со сдвоенными молниями на петлицах. Это солдаты СС, расквартированные в деревне. Но идиллия продолжается. Солдаты бреются и завтракают. Ремонтируют разную домашнюю утварь. А жители деревни, убежавшие в лес под воздействием советской пропаганды, возвращаются в свои дома. 1943 год…

«Война? Какая тут война?», — закипаешь ты.

И вдруг… Много такого вдруг ожидает тебя на пути к финалу. И каждый, как удар в солнечное сплетение, перехватывает дух.

Вот в заранее назначенный момент уже знакомые солдаты профессионально берут деревню в кольцо, расстреливают людей и сжигают дома. Трое остаются в живых — хозяйка дома, ее дочь Полина и… рядовой эсэсовец Франц — спасая Полину, он убил старшего эсэсовца.

И начинаются скитания двух юных, оказавшихся посреди большой войны и пытающихся найти пристанище.

Но посреди войны нет пристанища. Из разбитого блиндажа Франца и Полину пытаются изгнать сначала одичавшие собаки, потом выволакивают и едва не убивают власовцы, «зачищающие лес» под руководством немецкого офицера.

Во Франце никто не признает немца — оборванный бродяга, он прикидывается немым. Он отстал от немцев, но не может стать белорусом. Эти молодые люди, связанные пробудившимся чувством и обстоятельствами, мечутся среди взрывов и крови, как щепки в бурных волнах сорок третьего года, среди разоренных и обозленных войной людей.

Вот Франц везет на ручной тележке раненую власовцами Полину. Бредет толпа беженцев, влекомых страхом и надеждой отыскать укрытие. Но никому нет покоя среди войны.

Эта толпа беженцев — особый герой фильма. Камера вглядывается в лица и отшатывается: столь трагичны людские лики — лики войны. Одно из лиц то и дело возникает перед нами. Мальчик по имени Казик — то ли Казимир, то ли Казимеж. Мертвое лицо. Закатившиеся под лоб зрачки. Не ребенок, а символ мести. На глазах Казика фашисты убили всю его семью. Все, что осталось, — память об этом и карманные часы отца. Он как заведенный толкает тележку своих спутников. Он, словно пружина, готовая сорваться и обрушиться на того, кто враг.

Заболевший тифом «немой» Франц в бреду говорит по-немецки. Теперь Казик знает, на кого обрушится его ненависть. Отцовские часы он меняет на обрез и один-единственный патрон к нему. И вот кружит вокруг Франца, в ожидании мига расплаты…

А что Франц? На что рассчитывает он в стране, куда пришел с ружьем? Обреченный, без языка, среди чужих ему людей, оскорбленных и ненавидящих его и таких, как он? Лишь один спасательный круг бросила ему судьба — любовь Полины, тоже все потерявшей в этой военной круговерти. И ребенок, их ребенок, который вот-вот должен родиться.

«Франц плюс Полина» — очень сильный антивоенный фильм. И фильм жесткий. Хотя в нем практически нет сцен насилия. Никто не катается по земле, захлебываясь кровью, нет яростных штыковых ударов, содрогающихся в мучениях тел. Все это за кадром. Но «всех нас в трусов превращает мысль», — сказал принц Гамлет. Ваша собственная мысль, ваше собственное воображение усиливает впечатление от недосказанного на экране…

Фильм как будто обрывается на полуслове. Вам ничего не показали, но вы все знаете сами. Угадываете, чувствуете. И напряженно думаете: что будет дальше? С Полиной? С ее ребенком, который вот-вот появится на свет в заснеженном лесу? С Казиком, чья детская душа испепелена ненавистью? Утолил ли он свою недетскую месть, истратив единственный патрон на ни в чем не повинного пацифиста Франца?

После фильма кто-то усомнился: станет ли молодежь смотреть эту сложную картину? Хочется думать, что станет. Потому что это — настоящее искусство. Потому что фильм правдив. Потому что в нем играют замечательные актеры.

К сожалению, в зале на просмотре не оказалось многих из тех, кто относит себя к законодателям художественного вкуса в Тюмени. Надеюсь, не потому только, что фильм снят ханты-мансийской студией.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта