Игры со временем, одной женой и одним мужем
Наталья Нестерова. «Обратный ход часов». «Symposium»,2006.
Умение Нестеровой плести дивные диковинные истории восхищает. Истории, конечно, женские, спорить не о чем. Но жанр их «с разбегу» не определишь. Автор нарочно путает читателя, подкидывая параллелей, аллюзий и прочих реминисценций.
Роман «Обратный ход часов» начинается как известный труд «Замыслил я побег» Полякова. Муж уходит, наконец, от жены, с которой прожил всю жизнь. Сгребает в чемодан свои галстуки, штаны, ищет пропавшую рубашку.
Но, в отличие от Полякова, герой которого вспоминал по этому поводу свой жизненный путь, тут вариант женский. «Не пущу!» — чемодан отнят, муж убегает с узелком грязного белья из ванной, а жена начинает вспоминать, как хорошо все было.
Ну, понятно, думаем мы — драма брошенной женщины.
Так оно поначалу и складывается. Сочувствие подруги, советы бывшей начальницы, которая все про всех в городе знает… Однако скоро внимание переносится на беглого мужа, и мы видим комедию нравов. История увлечения престарелого преподавателя юной аспиранткой, обернувшаяся для него инфарктом. Юная пассия чудом спасла любовника подозрительной жидкостью из прихваченной в доме тетки-знахарки скляночки.
А дальше — «научная» фантастика. Загадочная жидкость не только омолаживает беглого мужа и счастливого любовника, она пускает вспять часы его жизни. Периодически он просыпается утром, потеряв неделю, месяц, полгода в буквальном смысле. Не только исчезают приобретенные болезни и морщины, пропадает и память об отсчитанном обратным ходом периоде.
Нетрудно догадаться, что рано или поздно, возвращаясь таким образом в прошлое, изменщик достигнет момента, в который он еще не был знаком со своей любовницей. Интрига налицо, чем закончится — непонятно. Удастся ли спасти несчастного от превращения в эмбрион?
По большому счету, эта фантастика тянет на рассказ, максимум — повесть. Искусство Натальи Нестеровой в том, что она не дает читателю заскучать, снова меняя жанр.
В историю оказывается вовлеченным спивающийся талантливый врач с голубыми глазами. Он лечит пациентов одним своим присутствием. Все медсестры «скорой помощи», куда его разжаловали, наливают ему спирт от своей безнадежной в него влюбленности.
И вот несчастная брошенная жена (со своим впадающим в детство неверным мужем на руках) видит эти глаза… И влюбляется. А он — в нее. И бросает пить. Короче, «Москва слезам не верит». А муж… что муж? Туда ему и дорога, изменщику — в дорождение.
Роман, что называется, держит в напряжении до последней страницы. Написан весело, с огоньком. Легкое и захватывающее чтиво, которое составит уверенную конкуренцию детективам Донцовой.