Мусор — товар специфический
Сотни тысяч рублей тратит город па ликвидацию несанкционированных свалок
Так, только в Центральном округе за этот год израсходовано почти четыре с половиной миллиона рублей на устранение чьей-то безответственности. Сколько еще лет придется уничтожать стихийные свалки? — пытались выяснить депутаты во время публичных слушаний по проекту бюджета 2007 года.
Однако никто не отважился прогнозировать. Руководители административных округов отмечают лишь снижение количества свалок и называют суммы, которые запланировано потратить в будущем году.
Свалки появляются, как «летучие голландцы». Только городские службы уничтожат одну, как возникает вторая, третья… Тех, кто устраивает это безобразие, находят редко.
Начальник управления по работе с населением по Ленинскому административному округу Николай Болотин вспоминает, что еще несколько лет назад только с улицы Харьковской вывозили десятки тысяч кубометров хлама. Сейчас здесь полный порядок.
Налицо и прогресс в Калининском округе, отмечает начальник управления по работе с населением Виктор Смолин:
— В позапрошлом году мы убрали 50 тысяч кубометров мусора с несанкционированных свалок, в прошлом — 16 тысяч, нынче — 12 тысяч. Основные места захламления — берег Туры и частный сектор. Каждый год наводим порядок, но за зиму свалки появляются вновь.
Складывается впечатление, что пока существует частный сектор, свалки никуда не денутся. От захламления в таких районах не спасают даже контейнеры, говорит начальник управления по экологии Людмила Могутова: «Как-то мы проверяли район Старой Зареки. Видим, бабушка мусор в ведре несет. Прошла мимо контейнера и вывалила отходы к реке. Я спросила, почему она контейнером не пользуется. Она в ответ: всю жизнь в реку выкидывала, и дальше буду выкидывать, мол, река все унесет».
А ведь жители частного сектора не платят за вывоз мусора, а контейнеры стоят тут практически через сто метров друг от друга.
Бывает и так, что не доезжают до полигона возчики отходов или просто машина, груженная хламом: на полигоне-то платить надо. А так — заехал в лес и опустошил кузов. Поэтому Людмила Могутова предлагает относиться к мусору как к специфическому товару.
Возможно, установить по-настоящему рыночные отношения в системе «сбор-вывоз-утилизация» поможет строительство нового, муниципального полигона твердых бытовых отходов. Думается, здоровая конкуренция будет обеспечена: в Тюмени действуют два частных полигона по Велижанскому и Московскому трактам.
На 2007 год запланировано строительство подъездных путей и, если будет финансирование, начнется разработка непосредственно самой карты (место утилизации). По словам Людмилы Могутовой, новый полигон будет соответствовать всем нормам и современным стандартам. Здесь же задействуют весовой комплекс, установленный на полигоне «Велижанский» (они будут соседствовать).
Смею предположить, что разработка нового места утилизации отходов началась не только из экономических соображений. Не раз в кабинетах городской администрации поднимался вопрос: исчерпал ли полигон «Московский» свои ресурсы?
Константин Мальцев, заместитель директора организации «Ваш выбор» (владеющей «Московским»), утверждает, что их полигон без проблем может принимать твердые бытовые отходы еще много лет:
— У нас есть заключение государственной экологической экспертизы, которая подтверждает, что полигон может работать до 2010 года. А при средней загруженности прослужит еще дольше. Сейчас высота мусорного слоя достигает восьми метров, хотя карта может выдержать нагрузку до 12 метров, тем более что отходы со временем и под действием рекультивации проседают.
Людмила Могутова с Мальцевым соглашается. Неужели те споры, которые неоднократно разгорались на заседаниях в мэрии, не имеют под собой реальных оснований? Но сомнения остаются, если взглянуть на ситуацию под другим углом.
За последний год полигон горел дважды. А что такое горящий мусор, представить несложно. Это едкий вонючий дым, от которого нигде нет спасения. Особенно задыхаются близлежащие деревни. Вот и сыплются во все инстанции жалобы: сколько можно жить в постоянном напряжении и дискомфорте?
Такое огромное скопление отходов влияет и на подземные воды. А ведь неподалеку находится санаторий «Тараскуль». Конечно, прямой угрозы такое соседство не представляет, успокаивает Людмила Михайловна, однако упускать такую возможность нельзя. Хотя Мальцев говорит, что исследование подземных вод на территории полигона проводят регулярно. (В этом плане потенциальную угрозу представляет и полигон «Велижанский» — рядом действует водозабор; но реальное заражение воды маловероятно, говорят специалисты.)
… О закрытии полигона «Московский» еще никто из официальных источников не заявлял. Поэтому можно предположить, что в Тюмени просто появится еще одно санкционированное место для захоронения отходов человеческой деятельности.