X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Проект «Спираль»

Сорок лет назад, в декабре 1966-го, на одном из подмосковных предприятий в обстановке строжайшей секретности началось строительство уникального летательного аппарата — ракетоплана «Спираль».
Авторы проекта — выдающийся авиаконструктор, генерал-полковник Артем (Анушаван) Микоян и корифей аэродинамики, академик Глеб Лозино-Лозинский — решили впервые в мире соединить особенности ракеты и самолета. По их замыслу, остроносый и бесхвостый космический корабль с двумя широкими крыльями-плоскостями и двумя парами обычных убирающихся шасси мог взлетать с бетонки обычного аэродрома длиной всего чуть более двух километров, а затем, включив два двигателя на форсаж, выходить на околоземную орбиту. Возвращалась «Спираль» из космоса по-самолетному. В этом и крылось ее предполагаемое преимущество по сравнению с кораблями «Восток», «Восход» и «Союз» конструкции Сергея Королева.
«Спираль» являлась прообразом современных космических челноков — американского «Шатла» и отечественного «Бурана».
В работе над новинкой были заняты гражданские и военные ученые и испытатели. В число ученых в погонах входил и уроженец Тюмени, инженер-подполковник Вениамин Васильевич Козлов (1926-1988). Участник Великой Отечественной войны, выпускник Ленинградской военной академии связи имени Серго Орджоникидзе, он был одним из тех, кто обеспечил первые переговоры по космической связи, которые вели с «Зарей»-3емлей Юрий Гагарин и Герман Титов.
С легкой руки своего друга — космонавта №2 Титова Вениамин Козлов приобщился к новому проекту. Наш земляк отвечал за разработку системы бесперебойной связи между ракетопланом и его земными «поводырями».
К весне 1967-го экспериментальный образец ракетоплана обрел реальные черты. Первые рулежки по взлетной полоса на корабле «С-001» выполнили племянник генерального конструктора Степан Микоян, Герман Титов, Анатолий Филипченко и Александр Куклин. Прошли и испытания системы связи.
Однако катастрофа «Союза-1» и гибель Владимира Комарова отодвинули летные испытания «Спирали» на более поздние сроки. Приоритет остался за «Союзами». Преемник Сергея Королева академик Мишин сумел убедить руководство страны в надежности и экономичности этих кораблей. Сыграла свою роль и острая конкуренция между «ракетчиками» и «самолетчиками».
В 1969-м на МИГе-23 разбился в Ахтубинске заместитель главкома ПВО страны генерал Кадомцев. После этого случая с Артемом Микояном случился третий инфаркт. В начале следующего года он ушел из жизни. После смерти генерального конструктора «Спирали» его дело пытался продолжить маршал авиации Евгений Савицкий. Однако ракетоплан так и не вышел на орбиту. Программу свернули и законсервировали до лучших времен.
Космические связисты, и Вениамин Козлов в том числе, перешли к разработке новой темы -системы телевизионной связи «Орбита-Восток». В 1971-м она стала действовать. Все ее разработчики получили государственные награды (подполковник Козлов — орден «Знак Почета»).
До последнего дня жизни наш земляк продолжал работать в ЛИИ имени Громова.
… Опыт «Спирали» оказался востребованным в 1987-1988 годах при подготовке к выходу на орбиту беспилотного «Бурана».
***
фото: Вениамин Козлов с женой Маргаритой. Тюмень, 1956 г.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта