«Стрекозы» обитали в Салехарде
Вклад вертолетчиков в освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири в середине 60-х годов ХХ века общеизвестен и неоспорим. Однако лишь сейчас появилась возможность рассказать об участии экипажей боевых вертолетов ВВС в выполнении производственных планов «Главтюменьгеологии».
Во время празднования 20-летия Победы великий геолог Юрий-Рауль Эрвье встретился в столице с главкомом ВВС, главным маршалом авиации Константином Вершининым. Они были лично знакомы со времен обороны Кавказа в 1942-1943 годах. За «рюмкой чая» фронтовики вспомнили былое и обсудили насущные проблемы. Тогда-то руководитель геологического главка и высказал мысль об использовании первоклассных вертолетчиков в погонах в освоении нефтяных и газовых месторождений. Маршалу предложение майора в отставке пришлось по душе.
22 января 1966 года Совет Министров СССР принял постановление N 169 «О перевозке грузов для организаций Министерства геологии». Через два дня по приказу главкома ВВС на аэродроме Шаталово Смоленской области была сформирована эскадрилья вертолетов Ми-6 «для решения задач в условиях Крайнего Севера (Мегион и Медвежье)».
15 февраля наземный эшелон вертолетчиков отправился из Смоленской области в Салехард. В то же время из Москвы ушло сообщение: «Рауль. Готовь сачок для стрекоз. Костя». 20 февраля девятка «шестых» взяла курс на Салехард. Перелет завершился благополучно.
С 23 февраля 1966 г. по 15 марта 1967 г. «маршальская эскадрилья» действовала в интересах геологов.
Согласно открытым документам, «личный состав авиачасти за 12 месяцев и 21 день выполнил 3901 полет по обеспечению буровых работ на отдельных точках и для ликвидации пожаров на месторождениях нефти и газа. Общий налет составил 3991 час, в том числе в сложных метеоусловиях – 756 часов». При выполнении полетных заданий отличились экипажи офицеров Скиданова, Инина, Горбунова, Ильченко, Богуша и Власенко. Они перевезли 11597 тонн грузов, причем большую часть – на внешней подвеске.
Срок командировки истек в июле 1967-го. Девять «стрекоз» перебазировались из Салехарда в Нерчинск.
Позднее эскадрилья превратилась в полк. Любопытно, что через десять лет после тюменской командировки вертолетчики полковника Горбунова на том же самом «салехардском» Ми-6 отличились при спасении космонавтов Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского, приводнившихся на казахское озеро Тенгиз…