Вытащить пробку из дороги
Строишь дороги или приобщать горожан к общественному транспорту — что лучше? Это решала на прошлой неделе коллегия экологов Общественного совета Тюмени.
Обсуждение первого пункта повестки — как исключить из жизни заторы и «пробки» на дорогах — затянулось надолго. Еще бы! План конкретных действий был готов еще четыре года назад. Его разработал Борис Елькин, заведующий кафедрой автодорог Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. Однако время успело внести коррективы в существующую ситуацию, и автор проекта называет свое детище скромно — «набор предложений».
«Конечно, — рассуждал он на заседании, — можно пойти и этим путем: расширять и строить в несколько ярусов дороги и развязки, пробивать тупиковые улицы, прокладывать дороги-дублеры. Но толку будет немного. А можно сориентировать горожан на пользование общественным транспортом. Тогда не придется строить дороги, и заторов не будет. Поэтому я придерживаюсь второго варианта».
Не согласился с позицией Елькина — пересадить горожан с личного транспорта на общественный — начальник отдела организации дорожного движения ГИБДД Сергей Вологжанин. «С помощью общественного транспорта проблему не решить, — говорит Сергей Николаевич. — Насильно запретить пользование личным автомобилем мы не можем — нарушим конституционные права человека. Надо строить новые дороги!».
От общих фраз присутствующие перешли к конкретным примерам. Когда исчезнут кольцевые развязки? Взять те же «кольца» на пересечении улиц Широтная — Пермякова и Широтная — Мельникайте. Это же постоянный источник аварий! Установили бы светофоры, как это сделано на перекрестке Мельникайте — 50 лет Октября, посыпались предложения в адрес ГИБДД. Я не знаю, почему «кольца» до сих пор не перестроили в обычные перекрестки, — прокомментировал Вологжанин. — Мы еще три года назад согласовали проект реконструкции кольцевой развязки на перекрестке Широтная — Пермякова. Но результата нет. По уму в таких случаях вообще. следует строить двухуровневые развязки, но здесь уже невозможно: дом «посадили», где не надо.
— Но была же идея строить подземные тоннели, — вспомнил координатор коллегии экологов Альберт Фахрутдинов.
— Мечтать не вредно, — улыбнувшись, парировал Сергей Вологжанин.
Борис Елькин добавил, что строительство тоннеля в наших условиях обойдется в 15 раз дороже, чем развязка. И, лоббируя свою идею об общественном транспорте, предложил поступать, как в Лондоне: ограничить въезд личного транспорта в центр города.
— И улучшить ситуацию с парковками, — продолжил мысль член коллегии экологов Александр Фомин.
Тему быстро подхватили. И правда, почему на центральных улицах одна, а то и две полосы движения попросту заставлены автомобилями? Почему ГИБДД ничего не предпринимает?
Сергей Вологжанин обратил внимание оппонентов на российское законодательство и на реальные трудности в реализации некоторых его положений:
— Подходим к машине, а она пустая. Что нам весь день около нее стоять, чтобы провести с владельцем автомобиля профилактическую беседу? И штраф за это правонарушение — мизерный! Вот если бы, как в Европе, мы имели право выписать такой штраф, чтобы бил по карману ощутимо, и квитанцию прицепить «дворником» на лобовое стекло. Это другое дело. Но у нас, повторяю, нет на это права.
К тому же, продолжил он, с нарушителей удается взыскать только 20 процентов штрафов. У некоторых личностей за год по 50 тысяч рублей накапливается. И никто — ни ГИБДД, ни суд — не может их найти. По месту прописки не живет, вот и ищи ветра в поле.
Выходит, с этим недугом городских дорог придется жить и дальше, поскольку внятных предложений сформулировать не удалось.
Разговор плавно перетек от парковок в недозволенном месте к их планированию. Но здесь «изобрести велосипед» не смогли. С прошлого года, уже на уровне земельного департамента, решается вопрос проектирования парковок либо у зданий, либо внутри них.
Споры о методах исправления ситуации длились больше часа. В итоге, чтобы хоть как-то придерживаться регламента, Альберт Фахрутдинов предложил «зря воздух не сотрясать и определиться, в какую сторону двигаться».
Выдумывать что-то новое никому не захотелось, и коллегия дружно решила утвердить предложения, которые увидели свет еще четыре года назад, и представить их администрации города.
***
фото: