Причинно-следственные связи
Поэты — лучшие математики. Их формулы врезаются в память прочно и надолго. Например, формула Бориса Гребенщикова: «Не пей вина, Гертруда, пьянство не красит дам…».
Вот очередная Гертруда (на самом-то деле ее звали совсем иначе) теплым майским вечером 2003 года прибилась к компании, которая во дворе дома 113 по улице Чаплина распивала спиртные напитки. «Гертруда» уже была полна по самую ватерлинию, но… продолжила. Чем дело кончилось? Тем, чем должно было кончиться. Компания сволокла Гертруду на крышу и… Попытки сопротивления были жестоко подавлены.
Один из той компании, некто Дмитрий, в это время как раз проходил испытательный срок (годом раньше он был за кражу осужден условно к трем годам). И решил, что можно все. В течение «испытательного срока» (приходится ставить кавычки!) Дмитрий успел довольно много этого всего. Поучаствовал в приобретении наркотиков. Через две недели украл телевизор. Еще через две недели, из другой квартиры, — сотовый телефон. Еще через неделю вместе с напарником убил бывшего хозяина телефона, завладев его автомобилем и кое-какими вещами. В результате «прохождения испытательного срока» испытуемый снова оказался на скамье подсудимых и за изнасилование, кражу, разбой, убийство и кое-что по мелочи осужден Калининским судом г. Тюмени к 24 годам и 6 месяцам лишения свободы.
Ему хватило трех лет и трех месяцев за решеткой, чтобы запросить помилования.
Тюменская комиссия по вопросам помилования не нашла оснований поддержать его ходатайство.
Но формулу Гребенщикова можно использовать и дальше, только подставляя разные имена. В том числе и мужские. Взяв их из материалов январского заседания комиссии по помилованию.
«Не пей вина, Николай!». А он пил и в пьяном виде с двумя собутыльниками пытался ограбить магазин в поселке Ун-Юган Ханты-Мансийского округа. Сторожа, мешавшего осуществлению «проекта», трижды принимались убивать — сперва монтировкой, потом гирей, наконец, просто ногами. Убили. Заодно и магазин разгромили, уничтожив в четыре раза больше товаров, чем смогли унести. Итог гулянки для Николая — 15 лет лишения свободы по девяти пунктам трех статей Уголовного кодекса…
«Не пей вина, Максим!». А он пил и в пьяном виде пытался угнать чужой автомобиль. Вроде и мелкое преступление. Но за последние семь лет уже четвертое. Два раза ему за кражи давали «условно», в третий отправили в колонию-поселение и через полгода освободили условно-досрочно. Освободили в январе 2006 года, а в июне, в тот самый день, когда окончилось назначенное судом наказание, ему и подвернулась под руку эта машина… Теперь запросился на волю…
«Не пей вина, Сергей!». Он был судим за кражи — в 1983, 1985, 1990, 2000 годах. За что-то получил условно, за что-то — отсидел. А в феврале 2002 года Сергей выпивал с одним старичком в родной деревне Кулаково, поссорился с хозяином и убил его двумя ударами колуна. Сейчас Сергей уверяет президента Путина, что раскаялся, прилагает справки и «положительные характеристики» из разных мест, ходатайства жены и детей…
И еще один случай рассмотрела комиссия на своем заседании в среду. Пришел односельчанин к соседу и стал выяснять детали какой-то старой ссоры. Вызвал хозяина во двор и, как написано в деле, «несколько раз ударил кулаком в лицо». И пошел себе, видимо, полагая, что вопрос исчерпан. А обиженный хозяин схватил нож, догнал обидчика и трижды ударил. Бывший гость нож стал отнимать, тогда хозяин укусил его за ухо.
Ишимский суд дал хозяину по минимуму — три года. Он тоже просит о помиловании. Поневоле подумаешь: если бы гость сидел в тот декабрьский вечер дома, теперь хозяин не сидел бы в тюрьме. Вот какие бывают причинно-следственные связи.