Кому теперь верить?
Вопреки распространенному сегодня стремлению к самоуспокоению, участники Всероссийской научно-практической конференции «Православие, образование и воспитание в XXI веке» предпочли ругать, а не хвалить наши школы.
Причем критический тон задала директор областного департамента образования и науки Ирина Лысакова.
– Только за 2006 год в школах юга области произошло восемь случаев суицида среди несовершеннолетних, – сказала она. – Причину этих трагедий отчасти объясняют результаты анонимного социологического исследования, проведенного среди школьников. Более 40 процентов учащихся сообщили, что испытывают трудности вхождения в коллектив сверстников. Одновременно большинство детей признается, что не хочет обращаться за советом к родителям или учителям.
С точки зрения Ирины Николаевны, это прямое следствие формального отношения некоторых педагогов к воспитанию детей. За последние годы наши школы слишком увлеклись массовыми мероприятиями и перестали видеть проблемы каждого конкретного ребенка. Воспитательная работа нередко ведется фрагментарно, от праздника к празднику. Да и сами массовые мероприятия поставлены на поток, их «штампуют» без учета особенностей разных возрастных групп детей.
Почетный гость конференции – член Союза писателей России Владимир Крупин – высказался еще более резко. По его мнению, трудно повышать требования к педагогам в ситуации, когда во всем обществе потеряны нравственные ориентиры.
– Сейчас все против учителя. Он говорит детям о нравственности, а телевизор каждый вечер пропагандирует разврат. Экраны кинотеатров у нас давно уже черно-красного цвета из-за обилия боевиков. Из наших детей выращивают англоязычных роботов, – заявил Крупин.
Руководство областного департамента образования и науки возлагает большие надежды на преподавание курса «Основы духовно-нравственной культуры». В Тюменской области он читается в 168 школах (33,6 процента от общего количества общеобразовательных учреждений).
Однако многие участники конференции уверены, что любой, даже самый прекрасный предмет окажется совершенно бесполезным, если окажется в распоряжении равнодушного учителя. Дети так устроены, что впитывают духовные ценности только тогда, когда видят перед собой по-настоящему нравственного человека. А такие люди – «штучный товар», их педагогические вузы сотнями не выпускают.
Большинство докладчиков, выступавших на конференции, объединяла одна черта. Приводя различные доводы, они все подспудно подталкивали слушателей к мысли о том, что для исправления отечественной системы образования придется изменить нравственный климат всего общества. Нельзя надеяться на то, что школы станут своеобразными «островками нравственности» среди царящего вокруг хаоса.