Армия есть сочетание многих чувств…
Мы попросили высказаться об армии как о школе мужества военного комиссара Тюменской области Александра Моторина и командора морского клуба «Каравелла» писателя Владислава Крапивина.
Александр МОТОРИН, полковник:
– Когда я поступал в Омское танковое училище и впервые уезжал из дома, моя мама слезинки не пролила. Она у меня выдержанный человек.
Что сказал бы я другим мамам, которые в таких случаях плачут? Осознать, что их сыновья уже стали взрослыми и надо быть готовыми к их выбору. Гордиться ими. Да, много говорится о том, что нынешние мальчики боятся армии. Боятся, я полагаю, те, что не готовы к службе. Те, кого семья не подготовила к преодолению трудностей, препятствий, которых еще достаточно будет в жизни этих мальчиков.
Зрелость можно воспитать только через преодоление трудностей, через достижение даже маленьких вершин, целей, которые человек сам ставит перед собой. И тогда появится опыт.
Мне нередко приходится самому наблюдать и читать в газетах о молодых людях, которые не в состоянии противиться злу, сопротивляться, настаивать на своем. Думаю, что это одна из серьезных проблем нашего времени. Она связана, мне кажется, с тем, что женщины начинают довлеть. А сильный пол мельчает. Я вырос в традиционной семье, где главой был отец. И в семье моего отца, и в моей собственной, где растут четыре девочки и два мальчика, каждый исполняет свою роль. Мальчики – защищают, девочки – заботятся. Одно из правил – не обижать женщину.
Я считаю, что современная армия способна продолжать формирование мужских качеств у молодого солдата. Традиции эти в нашей армии хотя и размываются в последние годы, но все еще сильны. И Вооруженные силы будут развивать их.
На что следовало бы обратить больше внимания – на командиров взводов. Это сегодня самое слабое звено. У них нет задатков преподавателя, учителя, отца-командира. Вот и пытаются решать проблемы силой. Падает престиж человека в погонах. Дело и в материальном содержании. И в том, как общество воспринимает человека в форме. Раньше человек в форме был значим, на любое мало-мальски важное мероприятие обладатель офицерских погон шел в форме, его подтянутый, я бы сказал, щегольской вид радовал глаз. Сейчас предпочитают штатское, и мне это странно видеть.
Есть и еще одна «тонкая материя» – то, что называлось армейской романтикой. Куда она исчезла? А ведь была, была еще совсем недавно… С этим и я поступал в училище, а потом, переживая вместе с армией трудности службы, стал понимать, что армия есть сочетание многих чувств, среди которых романтика занимает не последнее место.
Хотел бы отметить, что среди частей и соединений, расквартированных на территории нашей области, есть очень достойные. Например, железнодорожная бригада. Понимаете, я служил в боевой части, был командиром танкового полка. И тоже считал, что стройбаты, «желдорбаты» – не самые лучшие по комплектованию. Железнодорожная бригада наша меня буквально поразила. И форма одежды, и поведение солдат, и выправка их, и разные уставные вещи, которые заметны глазу военного человека, и уровень управляемости, и вид военного городка. Это не тот «желдорбат», о котором нередко слышишь, а настоящая орденоносная бригада с замечательной биографией и славной военной историей.
Значит, есть у нас традиции, и есть кому их продолжать.
Владислав КРАПИВИН, писатель:
– Возможно, я не впишусь в общий строй, но я всегда был сторонником контрактной службы и потому не поддерживаю обязательную воинскую повинность. Я думаю, что служба в армии – такое же призвание, как и другие дела. Как писание книг, воспитание детей, строительство домов и кораблей… Для всего нужен талант и способности. Относительно довода, что армия воспитывает мужские качества характера, – опять не согласен. Никогда не считал, что эти качества воспитываются армией. Армия – специфическое занятие. Специфика – в готовности убивать. Умение убивать и воспитание мужского характера – это разные качества. Я могу назвать много профессий, которые воспитывают и закаляют мужской характер – морское дело, работа пожарного, геологоразведка… Все, что связано с риском, с преодолением сопротивления природы, стихии.
Вот что я хотел бы сказать при всем моем глубоком уважении к людям в погонах, со многими из которых я дружу уже много лет.
***
фото: Александр Моторин; Владислав Крапивин.