Голова к платью
Сила есть, ума не надо.
Народная мудрость
«Радио России» не так давно сообщило о новой законодательной инициативе нескольких депутатов Государственной Думы. Суть: необходимо составить список недугов, которыми запрещено болеть государственным служащим. Кое-что даже упоминалось – сердечно-сосудистые заболевания, диабет и тому подобное.
С одной стороны, это как будто хорошо. Работа госслужащего и опасна, и трудна. С ненормированным рабочим днем. Заниматься ею может только абсолютно здоровый человек, на котором можно пахать во благо любимой Родины…
А с другой стороны, стань эта инициатива законом – сколько вопросов появится! Например, где нам взять столько здоровых людей, чтобы заполнить все чиновничьи вакансии? Статистика последних лет, к сожалению, показывает, что нынешние школьники, они же – будущие госслужащие, подвержены всяким хворям. Не случится ли, что уже завтра кандидатов окажется меньше, чем кресел в высоких кабинетах?
Далее, неясно, как будет определяться профпригодность. То ли по собственноручно исполненным заявлениям. То ли медкомиссию велят пройти, как в Звездном городке. То ли станут опрашивать родственников и соседей, украдкой собирать анализы, рассекретят записи в больничных листах…
Представьте себе, например, заседание правительства республики, где председательствующий, тот же М. Фрадков, оглядывая сослуживцев, внезапно роняет в адрес ближайшего: «А чтой-то у вас, Герман Оскарович (к примеру. – Авт.) губы синие? Никак сердчишко прихватило?» На что посиневший министр тут же бледнеет и, заикаясь, начинает уверять, что со здоровьем все у него в порядке: «По дороге с дачи купил стаканчик черники да всю и съел!»
Нехорошо смеяться над больными людьми, говорил один из героев «Кавказской пленницы». Мы и не хотим смеяться. Поговорим серьезно.
Как достоверно известно, судьба не кладет все яйца в одну корзину. Кому-то – крепкие мышцы. Кому-то – тонкий ум и умение предвидеть сюрпризы экономики. Кто-то играет в шахматы, кто-то перетягивает канат. Каждому – свое. Бывает и по-другому, но не всегда. Хотелось, конечно, «к такому платью да еще бы голову», но это уж кому как повезет.
Есть в депутатской идее еще и нравственная (точнее, безнравственная) сторона. Станет ли милосердным общество, в котором больного, инвалида начнут обходить по службе, ущемлять в отличиях? И вообще поделят граждан «по сортам» с точки зрения медицины. Появятся и новые ограничения.
Вспомните, что в Советском Союзе официально жили только совершенно здоровые и, следовательно, счастливые люди. Увечных – не было. Людей с физическими недостатками – не было. Если они и существовали, то где-нибудь во внутренних губерниях. Такой человек не мог за границу по туристической путевке поехать: вдруг иностранцы догадаются, что не у всех советских людей – бронза мускулов и свежесть кожи!
Депутатская новация не нова. Было уже когда-то в древности подобное государство. Даже круче. Там «некондиционных» ребятишек, как утверждают историки, просто бросали со скалы. Однако самым процветающим из греческих городов-полисов, оказывается, была не физически безупречная Спарта, а Афины.
… В последнее время политические обозреватели нередко сравнивают Владимира Путина с американским президентом Франклином Делано Рузвельтом. Рузвельт вытянул страну из «великой депрессии». Был одним из организаторов антигитлеровской коалиции. Он четырежды избирался на высший в США пост. Но, может быть, не все знают, что большую часть жизнь Рузвельт провел в инвалидной коляске. Потому что еще в детстве переболел полиомиелитом. Болезнь не помешала ему стать самым знаменитым из американских резидентов, вровень с Вашингтоном и Линкольном.