X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Счастливая жизнь на двенадцати квадратах

Комнатка в двенадцать квадратных метров – жилье семьи Череватенко.
Треть этого пространства занимает огромная двухэтажная кровать. Такая большая, чтобы на ней могли уместиться все: мама Ирина Викторовна и пятеро детей – Дима, Саша, Андрей, Женя и маленькая Надюша. А под кроватью в коробке – седьмой член семьи, кошка Мария.
«Брат сделал кровать специально для нас, – рассказывает Ирина, – но сейчас ребятишки на ней почти не спят. Кто на полу, кто на низком столе…»
Маленькую комнатку в общежитии по адресу: ул. Жуковского, 1, Ирине Викторовне дали, когда она устроилась дворником в Дом культуры «Водник». Семья перебралась на Мыс несколько лет назад, когда из-за «паленого» алкоголя погиб муж.
Теперь главная опора для матери – старший сын, 16-летний Дима. Уже в четырнадцать лет он работал дорожником. На заработанные деньги покупал себе зимнюю одежду, остальные приносил домой…
Когда нужно, Димка может заменить младшим маму: присмотреть, помирить тех, кто ссорится. Ребятня прислушивается к нему. «Иногда он так увлекается, что для меня никакой работы не остается. Тогда я говорю: Димка, ну, дай уже мне их повоспитывать. Он учится на сварщика, мечтает получить инженерное образование и обязательно отслужить в армии», – рассказывает Ирина Викторовна.
Сейчас Дмитрий сдает экзамены. Читать книжки и конспекты приходится, когда дома никого нет или ночами, когда все спят.
Второй сын, 13-летний Саша, тоже с нетерпением ждет того времени, когда ему можно будет работать. Хотя бы в «Отрядах мэра». «Мама, если ты устроишься штукатуром-маляром, я буду тебе помогать», – частенько говорит он. Ирина Викторовна хочет найти себе более высокооплачиваемую работу. Подала объявление в газету, и ей уже позвонили из одной фирмы. «Я беспокоюсь, что там нужно будет проводить целый день, а кто будет следить за детьми?» – размышляет она.
Жизнь в общежитии негативно влияет на ребятишек. «Димка, бывало, связывался с подозрительными парнями, попадал в милицию. Остальные становятся нервными, чаще дерутся между собой, – переживает мать. – Боюсь, что эта среда, где за стеной постоянные пьянки, разборки, испортит их так, что я не смогу уже ничего сделать».
Во время нашего приезда ни Димы, ни Саши дома не было. Только младшие играли на полу.
13-летний Женя и 9-летний Андрей – обычные мальчишки. Они походили бы на ваших соседей с нижнего этажа, если бы не печать хмурого общежитского существования на их лицах. Оба не очень разговорчивы и как-то не по годам взрослы. Женя любит возится с техникой. Большую часть времени, пока мы общались с мамой, он ковырялся в поломанном пульте, искал что-то в ящике с инструментами. Говорит, что в школе у него не особенно много друзей. Лучшие – Илья и Коля. «Мы никогда не ссоримся, вместе гуляем каждый день», – рассказывает он. Про Андрея Ирина Викторовна говорит, что он хоть и ленив немного, зато если уж возьмется за какую работу, сделает ее безупречно. Никто из детей не умеет так чисто подметать, так ловко мыть посуду.
Может быть, со временем конкуренцию в этом деле Андрею составит младшая сестренка – Надя. Пока она самый веселый и беззаботный член семьи – в красной футболке и с белокурыми короткими волосами, заплетенными в задорные хвостики. Ей всего-то четыре годика. Красивая кукла и плюшевый медведь стоят на полке, а маленькая егоза с удовольствием играет в машинки с братьями.
«Я десять лет мечтала о дочке. Когда врачи-акушеры сказали, что родилась девочка, страшно обрадовалась. Лежала и смеялась от счастья», – рассказывает Ирина. Имя Надя выбрала не случайно – в надежде на лучшее.
Как любая мать, она хочет, чтобы ее ребята выросли, приобрели хорошую профессию и были достойными людьми.
«Я счастлива, что у меня пятеро детей, – говорит Ирина Викторовна. – Ни на секундочку не пожалела, что родила их всех, хотя были люди, которые осуждали. Они разные, но есть во всех общие черты – добродушие, сердечность, открытость. Хочется оградить их от грубости, злобы и грязи».
Семья Череватенко стоит в очереди на жилье, но когда очередь до них дойдет – неизвестно.
«Я бы согласилась даже на комнату на первом этаже, которая в два раза больше теперешней. В городе столько больших красивых домов строится но, наверное, это не решит проблемы таких семей, как моя. Даже не знаю, можно ли будет приватизировать комнату после того, как общежитие отремонтируют. Говорят, тем, кому дали после 2005 года, не разрешат. А если и разрешат, какой прок? На деньги, вырученные от продажи комнаты, я даже захудалого домика не куплю…»
***
фото: семья Череватенко – Ирина Викторовна, Надя, Андрей и Саша. Жени на снимке нет, он пошел гулять. Нет и старшего, Димы. Ирина Викторовна говорит, что ему не хочется «попасть в газету».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта