Мебель с женскими именами
Ни разу я еще не посещал предприятия по ту сторону Туры.
Был на «Нефтемаше», заезжал на Антипинский НПЗ, посещал цеха расположенного как раз у реки «Сибмаша». А вот пересечь пределы водной стихии как-то не доводилось. Поэтому, когда в очередной раз мы подумали, куда бы нам напроситься в гости, то долго выбирать не пришлось. Название одной из крупнейших мебельных фабрик города – «Заречье» – само пришло в голову. Да и повод был хороший. На днях ассоциация мебельщиков Тюменской области, председателем которой является генеральный директор «Заречья» Сергей Киверин, в составе ассоциации мебельщиков России подписала соглашение с правительством Тюменской области о сотрудничестве.
Нас радушно встретила директор по качеству и управлению персоналом Людмила Гринберг, рассказавшая немало интересного об истории предприятия.
Возраст предприятия весьма солиден – 66 лет, а корни мебельной фабрики идут от столярных мастерских горпромкомбината, размещенных в национализированном в 1919 году двухэтажном особняке купца Павла Рычалова. В 1941-м фабрика вошла в состав артели «Победа» и занималась выпуском сундуков, ремонтом стульев, изготовлением табуреток, обеденных столов и даже… ткала рогожу.
«Сегодня торговая марка «Заречье» обладает высокой степенью узнаваемости, что связано прежде всего с качеством продукции, – говорит Людмила Вениаминовна. – С одной стороны, мы имеем богатейший опыт по производству качественной корпусной мебели, с другой – работаем над созданием новых образцов метели, ее дизайном».
Еще до посещения цехов, в просторном светлом зале, мы увидели комплекты готовой продукции. Хит продаж – набор мебели для спальни «Аркадия», который выпускается на протяжении уже пяти лет. На вкус покупателей дизайнеры разработали два варианта расцветки – в светлых и темных тонах.
Здесь же новейшая разработка – мебель для прихожей «Жаклин», появившаяся на свет в конце прошлого года. А рядом – набор для детской «Аврора», успешно оживленный… клеткой с канарейкой.
«Жаклин», «Аврора», «Аркадия»… Почему женские имена? Оказывается, потому, что все эти изделия в большинстве своем разрабатывали женщины-дизайнеры. «Хельга», «Кристина», «Александра» – они тоже вышли из-под карандаша прекрасной половины человечества. А вот с мужскими именами как-то не сложилось. Есть, правда, исключения. Комплект «Аврора» проектировал именно мужчина.
А вот с именем «Аркадий» здесь связано многое. Любопытно, что комплект под аналогичным названием придумала дизайнер Нина Аркадьевна, да и генеральный директор фабрики имеет аналогичное отчество. Дополняет картину настоящий катер «Аркадия», пришвартованный у берега Туры.
За толстой металлической дверью, расположенной в дальнем конце выставочного зала, нам открылся первый цех. Что удивительно – зеркальный. Здесь производится доводка стекла и зеркал. Чтобы кромки обрезанного стекла не представляли опасности для здоровья, их тщательным образом полируют. С зеркалами еще интереснее: на них накладывается так называемый «фасет», что придает просто необычайную красоту.
Можно изготовить и зеркала сложной формы. «Это одно из наших преимуществ, наша изюминка, – говорит сопровождавшая нас по цехам Тамара Рогозинникова, начальник службы контроля за розничной торговлей.
Есть в зеркальном цеху и гиганты. Самое большое зеркало достигает в ширину 80 сантиметров при высоте 1,7 метра. Такие «великаны» идут на изготовление шкафов.
Нас очень заинтересовало, как без особых креплений зеркала держатся на поверхности дерева. Ведь не только на добром слове. Посещение цеха сборки корпусной мебели расставило все точки над i. Оказалось, что зеркала особым образом приклеиваются к деревянной поверхности древесностружечной плиты, облицованной пленками на основе термореактивных полимеров, а проще – ламината.
Как это делается, показал столяр-сборщик Василий Жихар, с такой быстротой и проворством выполнявший свою работу, что даже на первый взгляд стало ясно, что перед нами профессионал.
«Я занимаюсь оформлением набора «Кристина», оформляю зеркала, – рассказал Василий Иванович. – Все очень просто: берем щит, наклеиваем на него двустороннюю клейкую ленту и приклеиваем зеркало. Помимо этого занимаюсь оформлением фасадов корпусной мебели».
Василий Жихар – старейший работник цеха. Он практически всю жизнь проработал на фабрике. Сколько себя помнит, все время был здесь. Ученики у Жихара тоже есть. Только вот долго они у своего учителя не задерживаются. Причина одна. Опытный мастер настолько доступно и интересно разъясняет все аспекты своей работы, что молодежь все схватывает буквально на лету, а после, освоившись, уходит в «свободное плавание» и работает индивидуально.
«Василий Иванович – это наш клад, – отметила Тамара Викторовна. – Побольше бы нам таких людей!»
В следующем цехе знакомимся с молодым станочником-оператором Виталием Копейкиным. Он стоит за станком для получения отверстий необходимого диаметра и внимательно изучает чертежи.
«Это очень ответственная операция, – признается Копейкин. – Если мы одно отверстие из двадцати просверлим неправильно, то изделие не соберется. Мы сами читаем чертежи, умеем обращаться с ними и все размеры перепроверяем. Поэтому это очень интересно».
Монотонный гул техники на втором этаже сменяется коктейлем из режущего слух звона, лязга и треска на этаже первом. Это идет механическая обработка. Работа в основном автоматизирована. Все, что нужно технике – четкое руководство оператора, а остальное машина сделает сама, от фигурной резки до облицовки и сглаживания кромок ламинированной доски.
Выходим на финишную прямую – место контрольной сборки мебели. Здесь готовое изделие проходит технический контроль. Пропуск в продажу осуществляется партиями, из которой выбирают одно изделие и собирают его на месте. Если продукция прошла контроль, то партию пропускают…
Сегодня фабрика «Заречье» переживает второе рождение. Внедряются новые технологии, осваивается уникальное импортное оборудование, активно ведется работа по привлечению молодых специалистов.
Побывав здесь только раз, понимаешь, что все, что делается руками этих людей, никогда не потеряет своей красоты и привлекательности. И что эта мебель всегда найдет своего потребителя.
***
фото: вверху – набор мебели «Аркадия»; Василий Жихар; ламинат проходит здесь много рук; это мощное оборудование – станок для продольной резки кромок ламината; в центре – Людмила Гринберг; внизу – ламинат отправляется на механическую обработку.