Афинские страсти
Маргарет Дуди. «Афинский яд». «Эксмо», 2006.
Роман «Афинский яд» претендует на звание детектива, хотя истории и культуры в нем больше, чем, собственно, подвоха.
Книга рассказывает о том, что жизнь в Древней Греции была простая и скучная. Ни тебе телевизора, ни шопинга, ни даже пляжного отдыха. Все война да маневры.
Зато греки искренне верили в силу слова. Дела делами, но важно было правильно, в соответствии с канонами риторического искусства, говорить.
Если верить писателю Маргарет Дуди, встретившись случайно, афиняне вели долгие и, с нашей точки зрения, довольно нудные беседы. О растениях. О демократии и олигархии. О видах на урожай.
Греция под ярмом (не слишком, к слову сказать, тяжелым) победоносного Александра Македонского уже забывала дни своей славы. Богатыри – не мы, легко соглашались афиняне и с увлечением погружались в мелкие тяжбы. Мелкие, потому что и богатые жители Афин были, по существу, довольно бедными людьми. Главным имуществом, согласно автору этой книги, считались рабы. Что толку в земле или в большом хозяйстве, если там некому работать? А работать прирожденный афинянин никак не мог себе позволить. Торговать немножко или там речь косноязычному гражданину за деньги написать – еще куда ни шло. Но работать… А потому хороший раб стоил дорого – и подчас становился источником затяжных конфликтов. Тогда шли в суд – и уж тут можно было вдоволь насладиться ораторским искусством сторон.
Но вот злодейски убит, отравлен цикутой Ортобул, состоятельный гражданин, с которым из-за красивой рабыни безуспешно судился жадный и мелочный Эргокл. Но цикутой отравить не так-то просто – нужно знать, как ее приготовить, да еще заставить жертву выпить этот яд, ибо слишком мерзко пахнет это питье. Да к тому же цикута в Афинах – государственный яд, с ее помощью казнят государственных преступников. И постоянный запас отравы хранится под охраной у официального палача…
Хотя в книге занимательной Греции куда больше, чем детектива, надо отдать должное автору: интрига сделана крепко, и перед нами именно древнегреческий детектив, а не современная развлекаловка в античных декорациях.
Герои думают и действуют именно так, как поступали бы древние греки в соответствии с тогдашними представлениями о морали, праве и долге. С нашей точки зрения – не всегда разумно, не всегда нравственно. Как и подобает в обществе, где женщины не смеют показаться на мужской половине дома, а рабы – всего лишь говорящие орудия.