У байкера судьба – дорога и седло
Уже вторая за последнюю неделю сугубо мужская выставка, получившая название «Жить, чтобы ездить», открылась на днях в областном краеведческом музее.
На сей раз работники культуры решили удивить горожан чем-то уж совсем необычным и пригласили для создания будущей экспозиции настоящих байкеров. А что из этого получилось, судите сами.
Выставка разместилась в цокольном помещении музея «Дом Машарова». Присмотревшись к экспозиции, вдруг непроизвольно спрашиваешь себя: как удалось в таком малом пространстве скомпоновать столько уникальных и просто интересных экспонатов, рассказывающих не только об истории байкерского движения, но и о появлении на свет самого «железного коня».
О том, как происходила эволюция от деревянной неповоротливой модели первого велосипеда до полноценного мотоцикла с двигателем внутреннего сгорания говорит серия редких старых фотографий, открывающая экспозицию. История мотоцикла восходит к XVII веку. В провинциальной английской церквушке на одном из витражей было найдено изображение херувима, восседающего на аппарате, у которого было два колеса. До сих пор неизвестно, что это. Плод воображения мастера? Или перед его глазами был подобный аппарат?
Первая модель «мото» имела четыре полноценных колеса. Позднее, уже после начала Первой мировой войны, когда мотоциклы стали выпускаться массово, два лишних колеса за ненадобностью убрали, и будущая любовь байкеров всего мира приобрела совсем иной облик. Одна из самых старых фотографий демонстрирует нам модель мотоцикла «I№ dia№ », на котором восседает человек в военной форме.
Мотоциклы как военная техника применялись и в годы Великой Отечественной. Еще в 1940-м правительство Советского Союза закупило в качестве эксперимента 15 различных моделей мотоциклов и в результате остановило свой выбор на BMW-R71, который впоследствии был переименован в М-72. Его изображение представлено здесь же.
«Эм-семьдесят вторые» пытались производить и в Тюмени. В городе на базе пивоваренного завода был размещен Таганрогский мотоциклетный, а также часть московского и серпуховского предприятий. На следующих фотографиях можно увидеть сборочный цех Тюменского мотоциклетного и бригаду девушек. У нас эта модель получила название ТМЗ-53, но серийное производство так не было налажено…
Еще одним раритетом времен Второй мировой войны является Harley Davidso№ WLA 42, 1944 года выпуска, таких в СССР было около 30 тысяч. То, что подобная модель смогла сохраниться до сегодняшнего времени, действительно поражает. Гоняли на нем, кстати, не в специальной одежде, а в гимнастерке, брюках и хромовых сапогах.
Дружным рядом расположились у стены и другие не менее популярные модели. Славные изделия ковровского, ижевского, тульского, минского заводов…
Сменяет плеяду раритетных моделей более современный мотоцикл «ЯВА-500», предназначавшийся для езды по льду. В 1980-х годах в Тюменской области активно развивался мотоспорт, и, в частности, мотогонки по льду.
А для этого колеса снаряжали огромными металлическими шипами для лучшего сцепления со льдом. Кроме того, данная модель совсем не имела тормозов. Вместо них было специальное устройство – чека.
О победах тюменцев можно судить по солидному количеству наград, занимающих отдельный стенд.
В 1990-х годах в нашей стране появилось байкерское движение.
Обложка паспорта, портмоне, карманные часы, пряжка от ремня, кожаный ремень, зажигалка – казалось бы, обычные вещи. Но все они изготовлены с особым, байкерским колоритом. Меня особенно заинтересовали «Кодекс байкера» и сувенирная продукция в виде миниатюрных моделей мотоциклов из воска, дерева, и даже гранита с вмонтированными в камень небольшими часами.
… Сегодня многие люди по-разному воспринимают байкерское движение. Кто-то откровенно недолюбливает этих людей, кто-то просто не понимает стиля их жизни, а кто-то принимает за чудаков, восседающих на модифицированных мопедах.
Самих же байкеров вряд ли волнует то, как к ним относятся. Они садятся на своих скакунов, жмут на газ – и счастливы этим. Они выбрали жизнь в седле. Такая судьба.
***
фото: