Кризис неформальной культуры
Люди, которые ставят себя вне рамок общественной морали, существовали во все времена. Менялась лишь форма их протеста обществу в зависимости от эпохи, культуры, политики или других особенностей страны. В наше время протест обществу выражает в основном молодежь, которая порождает массу неформальных течений, говоря иначе – субкультур. Панки с «ирокезами», альтернативщики в футболках с надписью «Slipknot», растаманы с дредами, веселые скейтеры и роллеры, романтичные и загадочные готы – перечислять можно долго.
Уход в субкультуру можно рассматривать как способ найти себя, определить ценности в жизни, найти единомышленников. Потому что каждая субкультура, – это прежде всего определенная философия. Неформалы, как правило, отметают нынешние стереотипы успешности (такие, как деньги, карьера) и готовы создавать новые (душевное равновесие или саморазрушение).
И кажется, что все хорошо, все разбрелись по своим интересам, нашли новых друзей и счастливы. Однако существует проблема, которая может привести к кризису всей неформальной культуры. Молодые люди зачастую ленятся вникать в философию выбранной субкультуры и воспринимают неформальные течения слишком поверхностно. Получается, что большинство представителей современной молодежи попросту поддается веянию моды на неформализм. Они хотят выделиться из толпы, одеваться в особом стиле, быть «не такими, как все».
Вокруг вдруг стало «слишком много непохожих». Конечно, среди неформалов стиль одежды и поведения имеет значение, ведь это один из способов самовыражения. Даже своим внешним видом они хотят что-то сообщить обществу, но проблема современной молодежи в том, что сказать-то бывает нечего!
Старая пословица «встречают по одежде, а провожают по уму» раскрывает эту проблему как нельзя лучше. Допустим, молодая девушка, одетая в готическом стиле, безусловно, производит впечатление загадочной персоны, но далеко не факт, что она имеет широкое представление о философии готической культуры. Некоторые наносят себе физические увечья (например, режут руки) в присутствии окружающих или рассказывают тщательно разработанный план своего суицида. Они, конечно, получают массу общественного внимания, к чему и стремятся. Но из-за таких людей в обществе формируются ложные представления о неформалах.
Например, многие считают, что готы находят смерть романтичным событием и вообще все хотят умереть. Это заблуждение. Готы никогда не превозносили смерть, просто они видят в ней нечто большее, чем просто уход из жизни. Представители готики ставят зло на паритетных началах с добром, полагая, что и светлые, и темные силы равновелики.
Все таинственное и мрачное привлекает внимание молодежи. Мне тоже было интересно, что представляет собой готика как молодежное течение. Ограничивается ли это движение стилем и музыкой или стоит копать глубже? Как-то мне довелось пообщаться с одной юной девушкой-готом по имени Женя.
Женя: – Для меня все началось с музыки. Я не могла поверить, что банальная попса – это творчество. И открыла для себя такие интересные группы готического направления, как «Lacrimosa» и «Diary of Dreams». Затем меня привлек внешний вид готов: черный цвет, корсеты, длинные юбки. И только потом я начала постепенно осознавать истинную суть готики. И стала понимать, почему мне нравятся эти люди в черном.
СубК: – Говорят, готика у каждого своя… Что для тебя она значит?
Женя: – Однозначно тут не ответишь, ведь не может быть у готов одно на всех шаблонное мировоззрение. Все мы люди. Просто то, чего другие боятся (страх, непонимание, тоска), я принимаю как должное, это мой источник творчества. Все познается в сравнении. Смогли бы ли мы оценить доброту, не зная, что существует зло? Ведь только на фоне лжи мы ценим искренность. А готика для меня – культура в первую очередь. Музыка, литература, кино – мне очень близка мрачная эстетика.
СубК: – Как думаешь, через 10 лет для тебя готический образ будет иметь значение?
Женя: – Через 10 лет я представляю себя успешной женщиной в черном платье… А вот цепи, наверное, придется снять… Да, вполне допускаю переоценку ценностей, изменения внешнего вида, но внутри-то я все равно останусь готом.
СубК: – Поговаривают, что молодые готы частенько посещают кладбища, предварительно заскочив в ларек за бутылкой пива…
Женя: – Некоторые подростки действительно верят в то, что пить на кладбищах – готично и по-взрослому. Это довольно жалкое зрелище… Из-за таких «готов» наше Текутьевское кладбище лишено покоя… Само по себе кладбище как атрибут готики – лишь место уединения. Подразумевается, что именно там ты отрекаешься от суеты мира и остаешься наедине со своими мыслями…
СубК: – Из чего вообще складывается твое отношение к людям? Что ты думаешь о субкультурах в целом?
Женя: – Сколько бы крестов на себя ты ни надел, сколько бы банок геля ни потратил на укладку, – главное, что ты представляешь из себя как личность. Все остальное – только фантик.
***
фото: