Доброе слово о Надежде Васьковой
Вы читали в «Тюменском курьере» материалы, посвященные выставкам в ТМИИ. Вспомните, редкий номер газеты обходился без новости из этого музея.
То смелый авангардный проект, то выставка реставрированных драгоценностей из фонда, то презентация новых имен. Ни один из видов изобразительного искусства не забыт, все отражены в постоянных экспозициях или мелькнули в разовых акциях. Музей постоянно удивлял, а иногда и эпатировал публику экспериментами, но при этом оставался хранилищем нашего с вами прошлого.
Разумеется, все выставки и акции – плод коллективного труда. Но за каждым музейным событием стоит Надежда Васькова.
Стояла. Надежда Васькова была директором Тюменского музея изобразительных искусств в течение пяти лет. Уволена 17 апреля. Без объяснения причин.
Нет внятного ответа на вопрос о причине этого увольнения. Приходится домысливать то, что просочилось из официальных уст.
Итак, была кража бронзовых скульптур. Скульптуры пропали в феврале. Они находились в фондовом хранилище, где ремонтная бригада меняла трубы после аварии. Во время ремонта скульптуры оставались в помещении. Это образцы монументального искусства 60-х годов прошлого века весом 50-100 кг.
Воры распилили несколько скульптур на куски. Художественная ценность их не интересовала, они воровали не произведения искусства, а бронзу.
В таких случаях спрос всегда с руководителя, а не с того, кто непосредственно охраняет. Значит, Васькову уволили за кражу?
А директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость) уволили за пять выговоров?
Про «Эрмитаж» не напоминаю. Тут еще директор Тобольского музея-заповедника написал заявление об уходе.
Прошелестел слух об увольнении директора областного краеведческого музея.
Собранные вместе факты и слухи тянут на весомую версию. Реформа музейного дела началась с тыла. Два года назад прямую атаку отразили влиятельные фигуры, признанные авторитеты, стоящие во главе музеев, музейного сообщества, и новые успешные менеджеры. Один из способов борьбы с ними – компрометация. Есть и другие.
Пусть потом скомпрометированный товарищ твердит, что под видом заботы о государственном достоянии пройдет сокращение количества музеев и сокращение их фондов. (Скоро желающим присвоить музейное имущество не понадобится автоген!)
Маленькое, но существенное доказательство в пользу этой версии – документ, подписанный председателем областного комитета по культуре Евгением Негинским. Документ не касается грядущей реформы или нынешнего скандала с Васьковой. Однако там есть замечательный неологизм: «Тюменский областной краеведческий музей изобразительных искусств».
Культурный председатель не знает названия музеев? Вообще-то, такое может быть. Но в публичных выступлениях он ни разу не ошибался, краеведческий музей всегда называл краеведческим, а музей изобразительных искусств – вот тут, правда, есть зацепка – «изобразительным музеем».
Легче поверить в то, что председатель уже мысленно срастил два областных музея в один.
Если так, увольнение Надежды Васьковой – неизбежность в ряду других неизбежностей. Ее уволили не потому, что она работала плохо. Наоборот, Васькову уволили потому, что она работала хорошо. И этим препятствовала планам руководства.
Да, сейчас о ней и результатах ее деятельности услышишь мало лестного. Мои коллеги провели опрос некоторых деятелей культуры, близких к музеям или к Надежде Викторовне, в том числе ее бывших подчиненных. Кто-то не стесняется ругать, сводит счеты задним числом. Кто-то говорит вроде и положительно, но настолько обтекаемо, что к делу не пришьешь. Уволенных начальников, в отличие от покойников, не хвалят.
Я наблюдаю работу Васьковой весь период ее директорства. Помню музей до ее прихода. Помню картинную галерею тридцатилетней давности. Пишу о культурной жизни города больше двадцати лет. Но я не буду сейчас повторять, как прекрасно преобразился музей при Надежде Викторовне Васьковой.
***
фото: Надежда Васькова – тогда еще директор в музейном «Зазеркалье».