X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Юрий Бедель: «Жаль, что на рок у молодёжи не осталось времени»

В рок-жизни Тюмени наступил штиль: громкие фестивали конца 90-х уступили место редким концертам, настолько незаметным, что даже завзятые рокеры о них не знают.
Умерло ли в Тюмени рок-движение? Об этом мы спросили у председателя комитета по культуре и досуговой деятельности администрации города Юрия Беделя.
***
Ностальгируем о роке
СубК: Взлёт рок-культуры в Тюмени пришёлся на конец 90-х годов. Сейчас публика и сами музыканты жалуются на затишье в сфере рок-музыки…
— Грустить о 90-х — значит, ностальгировать. Людям свойственно вспоминать былые времена и говорить, что «тогда» было лучше, чем «сейчас». Поэтому, например, многие радиостанции, пользуясь ностальгией, запускают в эфир передачи вроде «Дискотеки 80-х», которые идут на ура.
Что касается рок-музыки в Тюмени, то 90-е — это вторая волна её расцвета, первая пришлась на конец 80-х. И вторая волна, к слову, была гораздо слабее первой. В 80-х всё было интереснее: не было возможности приобрести в магазинах альбомы модных тогда «Deep Purple» и «Pink Floyd», они добывались неимоверными усилиями и способами. Я ведь и сам вырос на роке, так что знаю, о чём говорю.
Но мода меняется. Мы уже не одеваемся, как хиппи, мы изменили прически, образ жизни. Не могу сказать плохо это или хорошо, но то, что массовая культура сейчас обратилась к поп-музыке — это точно. Когда-то у людей были другие потребности: в классической музыке, например, или в народной. Раньше на любом заводе был свой хор народной песни. А теперь востребована поп-музыка.
***
Виноваты сами
— Сказать, что рок-музыка в Тюмени умерла, я не могу. Скорее всего, «затишье», как вы это назвали, — вина самих музыкантов.
СубК: То есть?
— Сегодня молодые музыканты не готовы преодолевать трудности. Они пассивны, ждут, что им что-то принесут на блюдечке.
Во-первых, они говорят, что им негде играть. Я не понимаю, что значит «негде».Существуют Дома культуры, каждый из которых может принять два-три коллектива, дать им площадку для репетиций. Так, в утешевском ДК есть группа «Декамерон», ребята там постоянно репетируют, выступали на музейной «Майской ночи»… Конечно, не любой коллектив может получить репетиционную точку в Доме культуры. У ребят должны быть какие-то наработки, чтобы было видно, что люди действительно хотят и могут делать музыку.
Во-вторых, инструменты. Это забота самих музыкантов, так было во все времена. Я сам музыкант, и свои инструменты всегда покупал сам. (Играю на баяне, клавишных и бас-гитаре). Никогда не ждал, что появится какой-нибудь добрый дядя и мне их купит. А молодёжь сейчас почему-то считает, что им должны предоставить инструменты, причём не какие-нибудь старенькие, а хорошей марки. Так не бывает.
А в-третьих, думаю, молодые музыканты не вполне осознают всю серьёзность своей профессии. Нужны ежедневные занятия, репетиции. Когда я осваивал музыкальные инструменты, играл по шесть часов в день. Сейчас молодые ребята уделяют этому гораздо меньше времени.
СубК: Страдает качество музыкального продукта?
— Безусловно, ведь рок — сложная музыка. Это не три аккорда, как, может, кому-то кажется. Её не будешь слушать между делом, и нельзя создавать её между делом. Это труд, и немалый. В роке набор звуков должен быть мыслью. У молодых коллективов этого нет, поэтому на их концерты приходит не так уж много народу.
СубК: Концерты всё же есть?
Где и как часто они бывают?
— Проходят, как правило, в «Строителе». Примерно раз в месяц. Случаются и в ночном клубе «Бэтмэн».
Редко — потому что рок-музыканты не умеют грамотно предложить свой продукт. В поп-музыке для этого существуют продюсеры, у наших молодых команд продюсеров нет. Качество их музыки невысоко, и продюсеры не берутся их «раскручивать».
Наши знаменитые коллективы — «НЕва», «Минута молчания» -и без продюсеров гастролируют по стране, выпускают альбомы, которые продаются в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. То есть это возможно, и молодёжи нужно анализировать путь своих старших товарищей, учиться. А то получается, что все хотят быть «звёздами», но расти как музыканты не хотят.
А вообще, я бы с удовольствием сходил на рок-фестиваль, но хороший. А его надо организовать, найти достойных музыкантов.
СубК: К вопросу об организации…
— Лучший организатор последнего времени — Ник Рок-н-ролл, бывший директор клуба «Белый кот». Человек активный. Он всё время чего-то хотел, что-то затевал, придумывал и потом воплощал. Ник уехал, но ведь никто не запрещает сегодняшним музыкантам точно так же организовывать концерты и фестивали. Они этого не хотят, разбрелись по углам,
каждый сам по себе. Те люди, которые помогали Нику, сейчас выросли, у них работы, семьи, обязанности. А молодёжь, к сожалению, пассивна.
СубК: Но реальная возможность у ребят есть?
— Конечно. Преград в этом смысле нет. У них должен быть продукт, который они могут предложить публике — это раз. Они должны собраться вместе и заявить о своём желании что-то организовать — это два. А дальше -дело техники.
***
Как это было
СубК: Вы сказали, что рок-движение 90-х годов — это «вторая волна». Какой же была первая?
— В 80-е годы я играл на бас-гитаре в коллективе «Реставратор». Мы исполняли достаточно тяжёлую музыку — хард-рок. Группа просуществовала около пяти лет. Мы не пытались заработать, прославиться, просто хотели себя реализовать.
СубК: А какая ситуация с рок-музыкой была в Тюмени?
— Да никакой! Каких-то условий особенных у нас не было: студий там или репетиционных точек. Но всё равно проводили фестивали, пусть не такого масштаба, как теперь, и не на такой аппаратуре. Помню, один состоялся в концертно-танцевальном зале, другой — в кинотеатре «Юность» (нынешнее здание театра «Ангажемент» — О. Ч.). Повторю, мы их устраивали сами, очень много репетировали. А потом выросли и, что поделаешь, бросили это дело…Рок всё равно, как правило, играют молодые люди, у них для этого больше времени, чем у взрослых.
СубК: Разве? Сегодняшняя молодёжь взрослеет быстрее, чем 10 лет назад, раньше начинает работать…
— Время изменилось, культ денег стал значительнее. Поэтому юность у людей заканчивается быстрее, и они нередко бросают музыку, так и не научившись её играть. Жаль, очень жаль…
***
фото: Юрий Бедель.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта