Супчик из заводского котла
Что общего между заводом и кондитерской фабрикой? Оказывается, очень многое. Когда наблюдаешь, как рождается новое изделие, других сравнений, кроме «особенной кухни», просто не находишь. На завод «нефтепромыслового оборудования» нас пригласил Александр Иванович Зародов, человек веселый и общительный. Вот уже 24 года он работает на благо «Тюменских моторостроителей» и о своем выборе нисколько не жалеет. Окончил с отличием в 1983-м индустриальный институт – и с тех пор здесь, пройдя путь от рядового конструктора до главного инженера.
«Наш завод был образован в 1996 году, – говорит Зародов. – Именно тогда в структуре предприятия было выделено одно из направлений – производство нефтепромыслового оборудования. Начали с трубных элеваторов. Сегодня производим их в среднем 200-250 штук в месяц. Сам элеватор представляет собой округлый корпус с закрепленной на нем металлической серьгой и предназначен для захвата и удержания на весу колонны насосно-компрессорных и бурильных труб при освоении и текущем ремонте скважин. Вес, с которым работает элеватор, варьируется от 32 до 80 тонн, поэтому изделие проходит целый ряд испытаний»
Мы увидели эти самые испытания собственными глазами в одном из цехов. Среди всевозможного оборудования протяжной стенд смотрелся весьма необычно. Слесарь-испытатель Сергей Деревнин устанавливал очередной элеватор.
«Протяжной стенд – это машина, которая работает на разрыв, – комментирует главный инженер. – Это наша разработка. Взяли обыкновенный протяжной станок, модернизировали и усилили. Теперь он может развивать тяговое усилие до 180 тонн. Проверяется в первую очередь надежность корпуса и серьги. Серьга элеватора – это важная и ответственная часть изделия. Эту деталь для нас изготовляют в Челябинске, по особой технологии».
А вот вторую часть изделия – корпус – делают «дома», в кузнечно-литейном цехе. Его начальник Александр Чернопольский не без удовольствия продемонстрировал нам, как происходит подготовка к выплавке.
Признаюсь честно: увидев «конечный результат», с трудом поверил, что продукт из желтого и коричневого парафина несъедобен. Ассоциация с шоколадом так и напрашивалась. А когда это обманчиво-вкусное на вид «нечто отправили дальше – покрывать твердой восьмислойной корочкой, обмазывать жидкой суспензией, погружать в булькающую рассыпчатую массу из специального порошка, очень похожего на какао – ощущение настоящей кондитерской фабрики укрепилось.
Что же происходит дальше? Зацементировав хрупкую основу модельной массы, готовый блок помещают в водяную баню, где парафин при 50 градусах Цельсия расплавляется и всплывает на поверхность. Пустой блок вынимается и вместе с четырьмя своими собратьями устанавливается в опоку (ящик с песком-наполнителем). Чтобы металлическая начинка без проблем заполнила каждую полость такой «песочной корзинки», блоки прокаливают в печах, избавляясь от ненужной органики.
И вот он, финальный этап! Прежде чем залить металл в подготовленную полость, его интенсивно варят. Как суп, согласно индивидуальному рецепту, и со своими ингридиентами. Только вместо соли и перца используются легирующие вещества, повышающие механические и пластические свойства металла. Щепотка хрома, ложка марганца, кремний «по вкусу» и, конечно же, силико-кальций для создания на поверхности «бульона» пленки, собирающей всю грязь. Снимаем пенку, и готово.
Плавильщик Николай Курлаев, стоящий у котла, этот рецепт помнит наизусть, благо уже двадцать лет «кулинарит» на заводе. Говорит, даже на юг ездить не надо, загорает прямо на работе.
«Готовность продукта мы определяем по цвету, – рассказывает Курлаев. – Это только со стороны кажется, что расплавленный металл – однотонный. На самом деле в процессе плавки он приобретает множество оттенков. И как только нужная цветовая гамма будет достигнута, снимаем «блюдо с плиты» и разливаем по формам».
Весит, правда, такая супница, достаточно, поэтому без помощи напарника Курлаев обойтись никак не может, да и сама разливка – процесс довольно тонкий.
Но вот процесс завершен, и «противни» с продукцией отправляют остывать при комнатной температуре. Зачем? Плавильщики говорят: чтобы структура металла получилась хорошей, без внутренних и внешних дефектов.
А чтобы уж наверняка знать, какое качество имеет изделие, проводят флюорографическое обследование на наличие внутренних повреждений. Дефектоскопист Галина Бабенко, занимающаяся такой необычной фотосъемкой уже много лет, – по-своему уникальный человек. Только раз взглянув на рентеновский снимок, она определяет, какая деталь имеет изъян, вид дефекта и причину его появления. «С такими навыками впору работать в медицине», – шутит Бабенко.
Дефектоскопия – не единственный метод контроля. Есть и другие, от визуального до ультразвукового. Столь тщательный подход себя оправдывает. «Элеватор трубный автоматический» два года подряд становился дипломантом конкурса «Лучшие товары России».
Руководство завода надеется, что продукция для нефтяников и далее будет такой востребованной и не позволит усомниться в своем качестве. Если уж «кухня», так первосортная!
***
фото: формы для заливки; Александр Зародов; процесс заливки металла; готовые элеваторы; сверловщик Рашид Назмутдинов; дефектоскопист Галина Бабенко; модельщица Екатерина Артемьева.