Нефтяники заказывают «музыку»
Вы когда-нибудь видели, как добывают нефть на… заводе? Нет?
А между тем, в ОАО «Тюменские моторостроители» этот процесс можно будет узреть воочию.
Речь, правда, идет не о реальной буровой, а о гидравлической станции, где будут проходить стендовые испытания малогабаритных роторов. Пока этот проект на бумаге, а занимается его проектированием «Торговый дом нефтепромыслового оборудования ТМ», — единственное подразделение бывшего моторного завода, где трудятся настоящие нефтяники. Один из них — директор предприятия Сергей Кисев.
По специальности он горный инженер, после окончания в 1983-м Тюменского индустриального института работал в крупных компаниях, прошел путь от оператора до главного инженера нефтегазодобывающего предприятия.
— Пусть «торговый дом» в названии вас не смущает, — успокоил Сергей Всеволодович. — Да, основное наше направление — реализация продукции на рынке нефтепромыслового оборудования, чем мы уже на протяжении шести лет успешно занимаемся. Но прогресс не стоит на месте, и изделия нужно постоянно совершенствовать, учитывая пожелание заказчиков. Поэтому в последние годы активно занимаемся и конструкторскими работами.
Элеваторы, превенторы, герметизирующие головки, задвижки, шаровые краны — вот неполный список того оборудования, модернизацией которого заняты конструкторы. Но есть и совершенно уникальная разработка, к созданию которой приложил руку сам Сергей Всеволодович. Это «ротор червячный гидравлический РЧГ-205».
«Аналогов подобному оборудованию в России, в принципе, не существует, — раскрывает секреты своего детища Кисев. — Некоторые компании выпускают похожие роторы, но они крупногабаритные, имеют большую массу. Вы только представьте, что такую махину надо поставить на устье скважины! Мы просто-напросто минимизировали гидравлический ротор, облегчили, сохранив все соответствующие характеристики. А чтобы посмотреть, как это будет выглядеть в деле, придумали и испытательный стенд (его, кстати, планируется выпускать как самостоятельное изделие, а именно как станцию привода роторов). Когда установка будет готова, на предприятии можно будет проводить испытания в условиях буровой».
А пока, чтобы убедить заказчика в качестве своей продукции, приходится отправляться в северные командировки.
«На первый взгляд может показаться, что должности менеджера и инженера-нефтяника несовместимы, — говорит Кисев. — Но для того, чтобы продавать оборудование, нужно знать, что ты продаешь. Если человек поработал где-то в добыче, в ремонте скважин — это очень хорошо. С удовольствием возьму его на работу, и он займется этим со знанием дела».
«Менеджером-нефтяником» можно назвать и Марселя Рахимчанова, работающего на этом предприятии с его основания. Специально работе менеджера он не учился. Когда пришел сюда, знал все нефтегазовое оборудование, как свои пять пальцев, имея за спиной богатый опыт освоения месторождений. Рахимчанов также закончил «индус», потом работал в «Сибнефтепроводе» механиком, занимался ремонтом насосов и вспомогательного оборудования.
На вопрос: «Как вы оказались на моторном заводе?» Рахимчанов ответил с улыбкой:
— На севере все равно всю жизнь не проживешь. Решил: всех денег не заработать, пришел сюда, на завод. Наверное, и тяга к творческой самореализации сыграла свою роль. Когда работал механиком на месторождении, у меня всегда возникали вопросы, как сделать, чтобы нефтепромысловое оборудование действовало лучше, но в полевых условиях это не представлялось возможным. Придя сюда, смог реализовать многие свои задумки…
Сегодня Марсель Рахимчанов может рассказать абсолютно все о любом виде нефтепромысловой продукции, что выпускается «Тюменскими моторостроителями». А это порядка 50 наименований.
— Вообще, практика является самой главной составляющей в деятельности каждого инженера, — считает Рахимчанов. — Молодому человеку, когда он учится в высшем учебном заведении, очень важно ознакомиться с процессом производства на практике. Если этого нет, то из него сразу инженера не получится, это однозначно.
***
фото: Марсель Рахимчанов; деталь ротора — червячный венец; директор Сергей Кисев; Игорь Махновский обрабатывает опорный фланец ротора.