Байки бьют рекорды мира
Минувшая суббота прошла в городе под рев моторов. То был второй ежегодный День байкерской культуры. Организатором действа выступил тюменский клуб «Liferoad», чью инициативу поддержало управление по спорту и молодежной политике администрации Тюмени.
Десятки мотоциклов самых различных моделей и лет выпуска были доставлены их хозяевами к Выставочному залу, где была сооружена сцена для выступления рок-групп – непременной части подобных мероприятий.
В этом году спектр участников заметно расширился. В гости к тюменцам прибыли представители байкерского движения из Камышлова, Первоуральска, Ишима, Екатеринбурга, Челябинска и других городов Уральского федерального округа. У иных – раритетные мотоциклы из частных коллекций. Так, например, ярый поклонник мотокультуры и вместе с тем умелый реставратор Юрий Остапец представил на суд зрителей целую серию ретро-мотоциклов, сошедших с конвейера в середине прошлого века.
«Свою коллекцию я начал собирать три года назад, – вспоминает тюменец Юрий Остапец. – Сейчас в ней шесть мотоциклов, один из которых – модель К-125М – сохранился в том виде, в котором я его нашел. Остальные машины приходилось собирать буквально по частям: где-то колес не было, где-то – спиц… Все восстанавливал своими руками в собственном гараже. Последний мотоцикл, который удалось вернуть к жизни, – Иж-350, первая послевоенная модель Ижевского завода. Теперь хочу немножко отдохнуть. Шутка ли, за последний год отреставрировал три мотоцикла!»
Увлекаться мототехникой Юрий Владимирович начал в 15 лет, и ни о каких байкерах в то время никто не говорил. Даже слова такого не знали. Мальчишки собирались по вечерам во дворе и с интересом изучали «велосипед с мотором», благо тогда мототехника была довольно популярна. Сегодня реставратору – 41, но о своем увлечении он не жалеет до сих пор.
Конкуренцию нашему мастеру решил составить Ирбитский государственный музей мотоциклов, также представивший целый ряд раритетных моделей, выпускавшихся в разное время на тамошнем заводе. Открывали экспозицию две совершенно уникальные модели итальянского и английского мотопрома 1955 года – «Сатурно» и «Доминатор». Сегодня в мире такие редкости можно пересчитать по пальцам.
Виталий Шанаурин, заведующий отделом музея, с гордостью рассказывает об экспонатах, ведь ему в свое время довелось лично испытывать каждый образец.
Особой похвалы экскурсовода удостоился отечественный мотоцикл «Кросс-1000», принесший в свое время немало наград ирбитским гонщикам.
«У нас было много профессионалов, – вспоминает Шанаурин. – 70 мастеров спорта, из них пять – международного класса. Постоянно на чемпионатах СССР и России, первенствах Европы и мира мы занимали призовые места. Всего было завоевано около 600 медалей, из них 215 – золотые. Сегодня мотокросс, увы, не столь популярен».
Еще одну разработку завода – мотоцикл «Ретро» – и вовсе сравнить было не с чем. Какая-то необъяснимая смесь старины с современными деталями выделяли его из общего ряда классических мотоциклов. Бак каплевидной формы, седло, переключение передач на баке справа, кузов коляски типа «лодочка» очень удачно гармонируют с немецким двигателем, итальянскими тормозами и японским карбюратором. Оставалось только гадать, как конструкторам удалось собрать в одной машине, казалось бы, несоединимое.
Впрочем, не одними только мотоциклами прославился Ирбит. Мало кто знает, но жители этого уральского города оставили свои имена и в знаменитой книге рекордов Гиннеса. 6 июня 1992 года на стадионе мотозавода было установлено сразу несколько мировых рекордов, превзойти которые не решился пока никто.
«Дело было на Дне открытых дверей завода, – рассказывает директор Ирбитского музея мотоциклов Александр Буланов. – Мой друг Константин Матвеев на мотоцикле «Урал» непрерывно колесил 8 часов 14 минут с поднятой под углом коляской, которая весила 98 килограммов. После чего был установлен еще один мировой рекорд… Немногие знают, но модель «Урала» имеет функцию заднего хода, что сегодня большая редкость. Так вот, еще один наш земляк – Владимир Глухих – сел на этот мотоцикл и задним ходом двигался ни много ни мало 8 часов 47 минут. Одновременно с этим устанавливался рекорд на третьем мотоцикле. Два человека – Анатолий Бекишев и ваш покорный слуга – сели на «Урал», подняли кольцо коляски, стартанули и в таком положении вдвоем ехали ровно 24 часа, меняясь за рулем и заправляясь на ходу. В итоге был проделан путь в 1014 километров… Четвертый рекорд был установлен в 1993-м. Буланов, Матвеев и Бекишев сели на обыкновенный двухколесный «Урал» и проехали без остановки 25505 километров».
Вот уж действительно уникальные люди! Не каждый байкер, пригнавший в этот день своего железного коня к стенам Выставочного зала, может похвастать чем-то подобным. Впрочем, представители современного мотодвижения считают, что это не главное. По их мнению, понятие «байкерская культура» не предполагает установления каких-либо рекордов или победы в соревнованиях. Байкерство – это стиль жизни.
… Многие сегодня по-разному относятся к байкерам. Кто-то их откровенно недолюбливает, кто-то просто не понимает их жизни, а кто-то вообще принимает за чудаков, восседающих на модифицированных мопедах. Не стоит блуждать в догадках, а нужно просто ближе познакомиться с этой культурой. И тогда сразу же станет понятно, что современные байкеры – вполне законопослушные люди, успешно работающие в самых различных сферах деятельности. Но забывающих обо всем, когда увидят мотоцикл, – особенно если он «продвинутый» или, наоборот, раритетный.
***
фото: выставка современных мотоциклов; байкерам близка индейская культура; «Когда-нибудь мы поедем вместе»; при полном параде; без мотоцикла, но в седле; самый настоящий «Харлей Дэвидсон» из прошлого века.