Бутсы Леоненко, или Вольное путешествие на «машине времени»
Ах, Виктор, Виктор, сколько бутс Bы износили, истерли рывками по бесчисленным зеленым газонам, ударами по нескончаемым воротам! Сетки помнят тяжесть ваших ударов, Виктор Леоненко!
1.
А я вас, Виктор, помню – правда, не слишком отчетливо, время потихонечку стирает эти воспоминания – маленьким нападающим из команды «Звездочки».
Тюмень, олимпийское лето 1980-го, когда мы жили сладким предвкушением Олимпийских игр в Москве.
Стадион «Локомотив», зональный турнир на приз клуба «Кожаный мяч»… «Звездочки» бьются за первое место, но в итоге получают второе. Витя Леоненко на виду, гоняет мяч самозабвенно, много забивает – но я не оракул, не ясновидящий и не могу сейчас увидеть в нем будущего голеадора тюменского «Геолога», московского и киевского «Динамо», национальной сборной Украины…
Сейчас, по истечении многих лет, могу только сожалеть, что он поиграл за родную Тюмень все-таки мало. Ведь в свой первый сезон за основу «Геолога» новобранец Леоненко – плотный невысокий крепыш, мобильный и неуступчивый в единоборствах, проламывающий «массой» защитные порядки противника – забил больше всех в тюменской команде. Одиннадцать мячей. И это стало поводом для более близкого нашего знакомства и интервью в «Тюменской правде», где я тогда работал…
Большому кораблю – большое плавание. Талант Виктора был замечен и оценен по достоинству. Если мне не изменяет память, в московское «Динамо» его пригласил Валерий Газзаев, будущий триумфатор Кубка УЕФА. А приглашение в «Динамо» киевское вообще было исполнением заветного желания. В этом знаменитом клубе Витя мечтал играть с детства. Мечта сбылась. Точнее, он сам смог реализовать сей дивный замысел. Талант талантом, но сколько ради этого пришлось пролить пота и сколько отдать сил, знает только он, Леоненко…
2.
Год 2007-й, снова лето… Удивительно, но впервые в Тюмени футбольная выставка. Пока совсем маленькая экспозиция в одном из залов музея «Городская Дума» – в нескольких сотнях метров от стадиона ФК «Тюмень», бывшего «Геолога». Вижу за стеклом бутсы Виктора Леоненко – ничего роскошного; с «адидасами» в советское мя была «напряженка»; скромные, простые бутсы трудяги-парня, не щадившего их в играх и на тренировках…
Теперь это реликвия, раритет. Вещь драгоценная, потому что мальчик из 1980-го, став мужчиной, оставил ярчайший след в тюменском футболе. Сделал по-своему изумительную карьеру. (Чувствую, что звучит немного высокопарно, но по-иному сказать просто не могу).
Непременно настанет тот день, когда своих мальчишек сюда приведет молодой тренер СДЮСШОР футбольного клуба «Тюмень» Вячеслав Афонин. И, после экскурсии, скажет просто и веско: «А вы хотели бы, ребята, чтобы ваши бутсы стали когданибудь украшением музея, такой вот реликвией за стеклом?» Наверное, его команда 1997 года рождения не сразу бы нашла, что сказать, – да и ответ, по большому счету, не нужен. Он витает в воздухе, он очевиден… Конечно, каждый мечтал бы о таком в отдаленном будущем, до которого еще шагать и шагать.
Но ничего невозможного нет. И Виктор Леоненко доказал это, пройдя свой футбольный путь.
3.
А теперь расскажу, как я познакомился с командой Вячеслава Афонина. Знакомство это сопровождалось… шелестом дождя.
Впрочем, никаких луж на искусственном газоне верхнего поля не было. «Поляна», разделенная надвое, кипела жизнью. Отделенные тонкой линией, через которую мяч, как шпион, все время норовил прошмыгнуть, играли сразу четыре ребячьи команды. Два матча шли одновременно. Тут уже точно не соскучишься.
Тренер Афонин стоял у боковой линии, полностью сосредоточившись на игре, которой неустанно руководил. Его можно было б тронуть за руку – он, наверное, не заметил бы или отмахнулся бы, как от комара… Горячие, горячие дни, невзирая на их внешнюю прохладу. Май 2007-го. Всероссийский турнир памяти Вениамина Башарина, генерала милиции и президента футбольного клуба «Тюмень».
Наши на правах хозяев заявили сразу две команды. Вот и появились «Тюмень-97» и «ДинамоГазовик», названный так в честь той, почти легендарной команды, к созданию которой приложил руку Вениамин Михайлович Башарин.
Афонин должен быть доволен – его питомцы получили великолепную игровую практику. Девять матчей за неделю, чуть ли не каждый день по два… Вот это школа!
4.
А я, скромный, но внимательный зритель, тоже не замечал надоедливого дождика, увлеченный игрой.
И очень хотелось разглядеть, угадать в мальчишках, резво снующих по вечнозеленой траве, будущих классных футболистов. Кто «выстрелит», кто сможет стать звездой?
Из хорошего суеверия стучу по пластику кресла и загадываю: Максим Фишман. Как только услышал эту фамилию, немедленно понял: династия продолжается! Дед – тренер, отец – игрок, дядя – тоже, да еще и капитан ФК «Тюмень».
Что ж, сын Сергея Фишмана не разочаровал – он был одним из лидеров на поле. Низко надвинув на лоб вязаную шапочку, обладатель необычного номера 20 неутомимо барражировал по полю этаким истребителем, раздавал очень даже неплохие передачи и сам атаковал. (Семь мячей забил Максим на этом турнире – отличный показатель, один из лучших. Он, кстати, и в школе отличник).
А может, рано или поздно, но мы увидим в тюменской команде мастеров вратаря Ваню Злобина? Услышьте, как здорово, весомо звучит: «Ворота защищает Иван Злобин». Устрашающе для форвардов чужой команды… Может, в последнем утверждении и есть доля шутки, но…
Смотреть за игрой Вани – одно удовольствие. Невозмутим, ни одного лишнего движения. Этакая непоколебимая скала. Дл своих юных лет рост имеет немаленький, истинно вратарский. И реакция, тьфу-тьфу, что надо. В пяти первых матчах турнира Ваня Злобин не пропустил ни одного мяча. Мальчишки, представляющие школу пермского «Амкара», клуба элитной премьер-лиги, как ни старались, не смогли хотя бы раз встряхнуть сетку за спиной нашего бравого «кипера».
Лишь с шестой попытки он пропустил… Увы, то был решающий, единственный мяч, когда воспитанники Вячеслава Афонина уступили будущему победителю турнира – «Чкаловцу» из Новосибирска. Хорошо, что именно этот матч я не видел. А то бы расстроился – вместе с Ваней и за него.
Впрочем, у него все впереди. В этом лишний раз убедился в последний день турнира, когда все места уже были распределены («Тюмень-97» оказалась в итоге пятой, а «Дин-Газ» – шестым), играли символические сборные Урала и Сибири. Мальчишки словно прощались друг с другом до новой встречи этим необычным матчем. 1:1 – и приходится пробивать пенальти. Удар в нижний угол – но Ваня Злобин угадал направление и взял мяч «мертвой хваткой».
… Ах, вратари, вратари! Я ведь и футболом увлекся, когда, еще в 1962-м, на крохотном экране телевизора (разумеется, черно-белом) увидел легендарного вратаря московского «Динамо» и сборной СССР Льва Яшина. С тех пор я поклонник «Динамо». И Льва Ивановича вспоминаю по-прежнему с уважением и благодарностью.
А еще была книга Льва Кассиля «Вратарь Республики» – и удивительный герой Антон Кандидов, волжский самородок, ловивший на берегу пузатые астраханские арбузы с барж и там выковавший свое непревзойденное вратарское мастерство.
Прочтет ли Ваня Злобин повесть Кассиля? Очень на это надеюсь. Ему понравится. Хотя на Туре арбузы с барж не швыряют. А жаль…
Окончание следует.
***
фото: в воротах «Тюмени-97» – Ваня Злобин.