Такая культурная жизнь
Закрой глаза, и ты увидишь..
Третьему фестивалю уличных театров «Сны улиц» повезло с погодой. Инициатор и главный организатор фестиваля Любовь Лешукова радовалась: это нам подарок за прошлый раз!
В прошлом июле артисты работали под ливнем, в холоде, рисковали жизнью и здоровьем. Акробаты на скользком помосте, конферансье с мокрым микрофоном. Гром заглушает музыку, молнии ярче софитов. В любой момент все может оборваться, и оборваться трагически.
Однако при неблагоприятных погодных условиях артисту легче завоевать публику. Качество зрелища, умение мгновенно устанавливать контакт, держать интерес, чутко улавливать перемену настроения — все это несущественно. Артисту аплодируют уже за то, что уцелел. Смотрят потому, что может не уцелеть.
А хорошая погода, как оказалось, не синоним фарта. На бульваре, где проходили представления первых дней фестиваля, собралось очень много зевак, и вели они себя невоспитанно. Артисты из Архангельска, .Челябинска, Москвы, из Италии и.Германии с честью выдержали испытание Тюменью, но далось им это тяжело. Местные коллективы привычнее к здешним условиям, знают, как понравиться публике. «Мимикрия» уверенно управляла толпой с помощью немудреных манков. Брейк-команда «Life style» и «Огненная планета» действовали экстремально, зато эффективно: на то и расчет, что толпа всегда будет глазеть на головоломные трюки и огненные фокусы.
Уличный артист рискует чаще, чем его коллега из стационарного театра. Он уязвимее. Однако, свыкшись с физической опасностью, артист забывает о риске пошлости. Велик соблазн приковать к себе внимание любой ценой.
Группа «Автородео» Московского государственного театра спортивно-зрелищных представлений «Каскадер» показала на закрытии фестиваля музыкальное шоу «Русский экстрим». Достижения каскадеров вне критики, эти люди виртуозно владеют техникой и телом, работают на пределе возможностей, что наполняет зрителей гордостью за человека — царя природы и повелителя машин. Впечатление портили заезженные шутки, аналогичные телевизионным и эстрадным, и бездарный комментарий ведущего, Александра Губанова.
Отвратительно выглядела шутка с оторванной рукой. В особенности после несчастья с планеристами, случившегося перед автошоу.
Мотопараплан неудачно зашел на посадку, перескочил ограждение и опрокинулся. Позже зрителям сообщили, что «пилот и пассажир живы», но я не забуду минуты неведения. Долгую, тягучую паузу. Люди бегут, бегут, бегут к месту аварии…
Совсем другой была тишина на преставлении «Silence Teatro» из Италии. Ее тоже не забуду. Артисты в белых костюмах, стилизованных под старинные, зачерпывали из шайки белый грим и красились. Молча. Отрешенно. Не торопясь. Зрители наблюдали это со смешанным чувством. Интерес боролся с отвращением, скептицизм уступал жажде чудесного. В чем интрига? Всего лишь в том, что человек мажется белым (легко ли это смыть, не испортится ли кожа), и неизвестно, до какой степени издевательства над собой он дойдет.
Лоб, щеки, нос, подбородок. А губы? И губы. И уши. Шея, грудь. Волосы. О мамма миа, даже волосы! Веки, ресницы. Только зрачки остались темными.
До гримирования было видно, что люди в белом особенные. Их черты отшлифованы столетиями. Костюмы подчеркивают грациозность. Маска еще определеннее обозначила принадлежность к иному племени, иному времени. Я пыталась представить, как будут выглядеть в таком гриме зрители. Смешно. Тогда как итальянские артисты стали красивыми. Точеные профили, тонкая кость.
(Хотя все-таки стоит опробовать грим на тюменцах. Вдруг результат приятно удивит).
После молчаливой прелюдии артисты показывали живые картины под барочную музыку. Двигались по бульвару, внезапно застывая скульптурной группой, облагораживая собою пейзаж. И невольно, подспудно облагораживая зрителей, не всех, но многих, поскольку инстинкт подражания очень силен, и человек сам не замечает, что скопировал изящный жест, поворот головы, что его лицо стало нежнее, взгляд сияет.
Были, конечно, эксцессы. Например, зрительница по-хозяйски окликнула артиста и чуть не притянула его за рукав, чтобы заснять себя рядом с «чудиком». Некоторые люди не понимают различий между актерами и дрессированными обезьянами.
На пресс-конференции участники фестиваля говорили о том, что уличный театр способен изменить в городе моральный климат. Пусть очень медленно, через микроскопические трансформации. Сегодня сотни человек увидят спектакль, и только пятеро сохранят память об увиденном, но эти пятеро станут лучше.
Проверить невозможно, а верить хочется. В следующем спектакле итальянские мимы предстали ангелами. Закатное солнце просвечивало крылья, мерещилось, что ангелы настоящие. Настолько настоящие, насколько это можно вообразить. Мальчик рядом со мной смотрел зачарованно, во власти наваждения. Миг — и он понял, в чем секрет, его мышцы расслабились, вздох оборвал внутреннюю струну. «Это маски, маски!» Мальчик будто утешился тем, что все объяснимо, и продолжал смотреть с обычным любопытством, но отсвет ангельского озарения неужели не останется в нем навсегда?
(А ведь додумается какой-нибудь любитель штурмовщины до маскарада с крыльями, устроит анти-Хэллоуин, посулив массовое и, главное, быстрое, улучшение нравов).
«Сны улиц», как это ни странно звучит, разбудили город. Спасибо Любови Лешуковой, руководителю театра «Мимикрия», безрассудному подвижнику театрального искусства. Она сумела сплотить вокруг «Снов» добровольных помощников и спонсоров, вовлекла международное фестивальное движение. Лешукову поддержал городской комитет по культуре и досуговой деятельности.
Мы начинаем привыкать к уличному театру, но еще не видели многого, чем он богат. Поняли, что он свободно владеет пространством, но не ведаем, насколько он внутренне свободен. Я спросила участников фестиваля, существуют ли в искусстве уличного театра какие-то границы. Руководитель Архангельского областного молодежного театра Виктор Панов ответил, что единственное ограничение -совесть.
Наличие совести тоже, знаете, не проверишь. Но если она есть, она не спит.
***
фото: вверху — артисты из Архангельска; игры итальянцев на Цветном бульваре; визитка русского Севера; «Мимикрия» ждет своего выхода; зрители фестиваля «Сны улиц».