X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Несостоявшийся дворник, которого легко узнать

О таких людях обычно говорят: «Удивительно легкий человек». Применительно к тюменскому художнику-керамисту Анастасии Хариной слово «легкий» не только означает «непосредственный, приятный в общении», но и «легко узнаваемый». Ее работы очень просто узнать, в них есть своя особая привлекательность.
Даже если вы не слышали имени Анастасии Хариной, то наверняка вспомните ее работы: глиняных ангелочков, чудаковатых тетушек, смешных ежиков с хитрыми мордочками. Посмотрите внимательно, может, и на вашей книжной полке хранится причудливая фигурка, которую вы когда-то купили в художественном салоне или на выставке.
Все, к чему Настя прикасается, становится похожим на нее саму. Уютная кухня с расписными шкафчиками и круглым столом, цветочными горшками за окном, медом в вазочке, глиняными куклами-марионетками на стенах – каждая деталь дома без утайки рассказывает о том, что здесь живет художник.
– Что о себе говорить? – удивляется Настя. – Художественное образование – 4 класса школы имени Митинского, то есть, я считаю, никакого. Все дисциплины нам преподавал один учитель, который ко всему прочему еще и был заведующим в школе. Так что времени на нас у него было немного. И только выполняя выпускную контрольную по рисунку, я узнала, что же это такое – рисунок. Другой преподаватель объяснил. Обучение в «художке» дало понимание цвета. Оказалось, что белая фарфоровая чашка вовсе не белая, а разноцветная: и желтая, и голубая.
– Эстетическое чутье мне все же привили. В седьмом классе общеобразовательной школы я потеряла в раздевалке шарф. И долго не могла объяснить гардеробщице, какого же он был цвета. Хотела сказать: бежевого, но потом сработала привычка все цвета раскладывать на оттенки… И сейчас с мужем постоянно спорим о цветах. После школы поступила на филологический факультет тюменского госуниверситета. Училась «абсолютно для себя», уверенная в том, что филологическое образование – высшее из гуманитарных. А работать совершенно серьезно собиралась дворником.
– Дворник – очень хорошая профессия. Полезная. Да и потом, я, видимо, отношусь к тому типу людей, которых Борис Гребенщиков назвал поколением дворников и сторожей, – она смеется. Но дворника из Насти не получилось. После окончания университета под нажимом родителей и преподавателей поступила в аспирантуру и проучилась еще три года, но диссертацию так и не написала. К тому времени уже было понятно, что ученым-филологом она быть не хочет.
– Меня увлекло совершенно другое занятие. В 90-х годах, еще студенткой, я практически поселилась в театре кукол и масок. Там работали супруги Кузины и их народный театр Петрушки. Настя начала с того, что стала помогать Кузиным восстанавливать после пожара один из спектаклей, превратилась из филолога в художника-керамиста. Заново создавала декорации, самих кукол. А потом работала и над новыми спектаклями.
– От Кузиных я узнала много нового и интересного. В то время как остальные кукольники и вообще работники театра старались создавать что-то суперновое и оригинальное, Кузины возвращались к истокам народного кукольного театра. В театре Настя познакомилась со своим будущим мужем Юрием, а через некоторое время появился сын Даниил.
Сегодня в Настиной семье детей трое: 11-летний Даниил, шестилетняя Маша и двухгодовалая Ариша.
– Даже четверо, – уточняет Настя. – Даниил как-то зимой привел с улицы трехмесячного щенка. Полкан, так назвали собаку, вырос в большого добродушного пса, который, тем не менее, копирует поведение детей. Вместе с ними ест клубнику и принимает непосредственное участие в традиционной вечерней игре «Моя мама!» Дети забираются к Насте на колени и начинают спорить: «Это моя мама!», «Нет, это моя мама!», а Полкан принимается лаять и тоже пытается устроиться у Насти на коленях.
Как, заботясь о большой семье, Анастасии удается находить время для создания глиняных фигурок и композиций?
– Очень просто, это мой основной хлеб. Сдаю свои работы в художественные салоны, есть и свой, годами наработанный, круг заказчиков. Но с салонами работать сложно, приходится вновь и вновь делать одну и ту же фигурку, которая хорошо продается. Сделаешь штук 20-30, а потом надоедает. Трудно повторять собственную идею много раз подряд, хочется ведь создавать что-то новое. Показать «новое» помогает еще один художник-керамист Александр Кухтерин. В уже не существующем кафе «Парочка» несколько лет назад можно было познакомиться с двумя совместными выставками Хариной и Кухтерина.
Мастерская Анастасии, которая занимает одну из комнат квартиры, – это святая святых. Для детей существует правило: входить к маме в мастерскую можно, но только по одному и в тапочках. Для всех просто не хватит места, а от глины много грязи, которая быстро разносится по всему дому.
Слой светлого пресс-порошка на полу, запах глины, кисти в баночках. На стенах портреты мужа и детей. А на полках то, что можно рассматривать часами, – всевозможные фигурки и целые композиции. Некоторые из них уже завершены и даже куплены.
– Из тюменской глины что-то лепить невозможно. Она жирная, при обжиге сильно трескается. Поэтому я покупаю пресс-порошок, растворяю его, получается белая глина… Печи для обжига в мастерской сейчас нет, сломалась.
– Вообще, с печью большая проблема. Найти специальную печь для керамики, конечно, можно, но она очень дорого стоит. Поэтому приходится добывать медицинское оборудование, в котором путем накаливания обрабатывают инструменты. Причем печь нужно выбирать внимательно: чтобы получить керамическую фигурку, придется нагреть глину как минимум до 600, а иногда до 800 градусов.
– Температура зависит от вида обжига. Совсем недавно я самостоятельно освоила так называемый «черный обжиг». Видите эту фигурку? Думаете, она покрашена в черный цвет? Нет, это вид обжига такой, она черная сама по себе. Многое Насте пришлось изобретать самостоятельно, разрабатывать техники обжига и собственные уникальные идеи. Где-то даже пришлось «изобретать велосипед», потому что не нашлось мастера, который бы объяснил какие-то нюансы работы. Так и родился свой неповторимый стиль.
Так что если найдете в художественном салоне темную расписную фигурку женщины или, например, очаровательной коровы с умными глазами, несложно будет догадаться – перед вами работа Анастасии Хариной. Перепутать сложно.
***
фото: Настя Харина; люди и животные из муфельной печи.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта