Валерьянка для кондуктора
За последнюю неделю кондукторы частных автобусов выпили немало валерьянки. Введение новой системы льгот, грубые пассажиры и просто утомление приводят к тому, что к концу рабочего дня хочется только успокоения и побыстрее добраться до дома.
«Конечно, настроение у нас сейчас царит невеселое, – говорит кондуктор 15-го маршрута Зоя. – Неизвестно, что нас ждет дальше. Каким будет решение властей о льготниках?»
Она еще не знает, что губернатор области принял решение о «переходном периоде», который продлится до 10 сентября. Согласно документу, в этот срок частники получат денежную компенсацию за каждого льготника.
Но и возможное введение так называемых дотаций кондуктора не радует. «Мы боимся того, что хозяин нам не будет ничего выплачивать. Ведь мы практически все устроены неофициально, нет ни трудовой книжки, ни соцпакета. И в случае чего не сможем даже элементарно доказать, что работаем на этом маршруте. С одной стороны, это проблемы работодателя и наемного работника. Но с другой – если бы не новая система льгот, у нас бы не было этой головной боли», – говорит кондуктор.
Уже пять дней автобус, в котором трудится Зоя, работает по-новому. Льготники, предоставляющие документы, проезжают бесплатно. А на стекле висит перечень тех самых документов. Обязательное условие – удостоверение личности с фотографией. По словам Зои, все проблемы начинаются именно в тот момент, когда просишь предъявить такой документ. «Но вы сейчас все сами увидите», – предупреждает она.
… Автобус стал отъезжать от конечной остановки «Рабочий поселок». И уже среди первых пассажиров видим потенциального нарушителя. «Документы, пожалуйста, показываем в развернутом виде», – напоминает кондуктор. Бабушка открывает удостоверение, в котором, как обычно, лежат справки, бумажки с телефонами, записки, талончики из больницы, какие-то еще документы, закрывающие место для снимка. Зоя, не обнаружив фотографии, просит предъявить паспорт. «Ой, а паспорта у меня с собой нет. Я его дома оставила», – говорит бабушка и, не дожидаясь, пока ей предложат оплатить проезд, выходит из автобуса. Без споров и ругательств, что является приятным исключением из правил.
Кондукторам приходится объяснять почти всем, что бесплатный проезд подразумевает наличие документов, причем настоящих. Зоя вспоминает, как пару дней назад она поймала одного пассажира, решившего проехать бесплатно. Предъявив пенсионный проездной без фотографии, кондуктор попросила документ, удостоверяющий личность. «Открываю паспорт, а он на имя Елены Викторовны. Вот так вот они и проезжают, в надежде, что не поймают или не заметят», – говорит кондуктор.
На остановке Воровского в автобус вошли трое молодых парней. На вид им нет и тридцати. Нормальные вроде ребята, объясняются, правда, на языке жестов – глухонемые. «У вас что за проезд?» – спрашивает Зоя. А один из них так удивленно смотрит на нее и разводит руками, пытаясь что-то объяснить. Добившись, наконец, того, чтобы он предъявил документ, женщина принялась читать, что в нем написано. Странно, но парень стал нервничать и пытался забрать «удостоверение» обратно. Зоя же, как женщина закаленная и боевая, продолжала попытки прочесть, что написано в «корочках». Парень принялся отбирать у дамы свои документы, толкнул ее, скрутил руки. Выиграв поединок, сел на место. Его друзья продолжали сидеть, потом встали и пошли к дверям, пытаясь скрыть лицо от фотокамеры. На ближайшей остановке сошли. «Вот так каждый день. Что-нибудь да произойдет», – признает кондуктор.
Кстати, студенты и школьники в этом смысле намного спокойнее и относятся к нововведениям по-другому. «Все до единого проезд оплачивают. Еще не было ни одного случая, чтобы я увидела проездной. Думаю, каникулы закончатся, и те сразу объявятся», – рассуждает Зоя. Вообще, больше всего возмущаются пенсионеры. Они не хотят платить за проезд. «Если бы нам платили пенсию тысяч семь-восемь, мы бы и не возмущались. А спокойно платили за проезд 9 рублей», – отвечает кондуктору пожилая женщина, что сидит возле нас.
Новая система льгот отразилась и на количестве продаваемых билетов. В воскресенье, к примеру, автобус 15-го маршрута выручил денег только за 501 билет (раньше в выходной день продавали 800-900, а то и 1000 билетов). Итого за день водитель заработал 901 рубль – это 20% от выручки, а кондуктор – 405 рублей (9%). «Меня на этой работе держит только то, что каждый вечер я получаю зарплату. И сейчас она стала маленькой. Если дальше так пойдет, придется искать другую работу», – переживает Зоя.
Наш разговор прервала очередная остановка. Надо «обилетить» новых пассажиров. Слышим возмущенный голос из глубины автобуса. «Вы не имеете права своими грязными руками трогать мои документы!» Налицо случай с удостоверением, напоминающим портмоне со всевозможными документами. «А зачем я тогда здесь нахожусь, если не заглядывать в документы?» Обозвав грубо кондуктора, дама пошла пешком.
Не хватит газетной полосы, чтобы описать увиденное мною. А я с автобусом 15 маршрута проехала только от «Рабочего поселка» до остановки «Рентал». Наслушалась и насмотрелась столько, что впечатлений хватит надолго. Кондукторы же работают с семи утра и до 11 вечера.
***
фото: «глухонемой» пассажир готовится отобрать документ у кондуктора.