Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

445 московских шагов

Есть в Тюмени Московская улица. Она берет начало от улицы Короленко, потом пересекается с улицей Запольной и через несколько метров упирается в Ленскую. Все.
Протяженность Московской — 445 моих шагов.
На этой тихой улочке в общей сложности 17 домишек, которые мне так и хочется назвать усадьбами. Конечно, бывшими: покосившиеся ворота, резные наличники окон, которые почернели от старости, а местами сгнили совсем.
***
Московская, 12.
Домов на улице Московской мало, но зато сразу два из них имеют один и тот же номер — двенадцатый. Один стоит на пересечении с Запольной, второй — рядом.
Говорят, что оба принадлежали одному тюменскому купцу, правда, фамилию его никто не знает. В том доме, что на углу Запольной и Московской, находилась усадьба купца, а в соседнем — флигель. Со временем усадьбу поделили на три части, но адрес так и остался на всех один. И до сих пор корреспонденцию местным жителям складывают в один почтовый ящик.
Нина Петрова, хозяйка одного из этих трех домов, рассказала нам, что ей жилье досталось по наследству. Что дедушка Нины Викторовны приобрел его в 1914 году, а вообще-то постройке больше ста лет. На покосившихся и почерневших воротах еще сохранилась резьба. Кстати, с виду бревенчатый старикан выглядит вполне сносно. Хозяйка уверена: если заменить несколько нижних венцов, простоит еще век.
Петрова живет тут больше шестидесяти лет, и, конечно, улица стала для нее родной. Прямо под окнами небольшой огород — помидоры, свекла, картофель. Грядки огорожены лишь тонкой проволокой. Неужели не опасается Нина Викторовна за сохранность урожая? Мало ли кто позарится.
— Что вы! — восклицает она, услышав мой вопрос. — Огород здесь не первый год, и есть у меня охранник — пес по кличке Дружок. Он сейчас где-то носится, а если бы был дома, вы бы и близко к воротам не подошли!
Пока мы беседуем, подъехал сосед — Евгений Московкин, он живет по тому же адресу. Красиво: Московкин с улицы Московской! Евгений Александрович искренне удивился, увидев журналистов, потому что считает: никакого интереса улица сейчас не представляет, ведь от нее практически ничего не осталось.
— Наши дома обещают снести с 1975 года, — вспоминает он. — Только вот дальше разговоров дело не сдвинулось.
— Поговаривают, что в связи со строительством нового путепровода уберут вон те дома, что за улицей Запольной. Будто вместо них должен появиться въезд на мост. А мы, наверное, так и останемся здесь, — добавляет Нина Викторовна.
— Это уже совсем не прежняя улица… Раньше она была вон какой широкой, а потом те дома, что за гаражами, на нечетной стороне, назвали улицей Миусской. — Московкин показывает на ленту старых металлических гаражей, которые вытянулись точно посередине бывшей Московской, их тоже давно обещают отсюда убрать.
Лет двадцать назад торцом к улице Достоевского построили пятиэтажку, которая окончательно раздробила часть Московской.
— А где начало улицы? — интересуемся мы.
Московкин задумался и предположил, что, наверное, раньше улица начиналась от нынешнего ЦУМа, но теперь вряд ли мы сможем найти это место. Действительно, мы так и не нашли самый первый дом. Пройдя вдоль следственного изолятора, вышли туда, где Московская пересекается с Короленко. Однако увидели лишь одну табличку: Московская, 4. Ни первого, ни второго домов так и не нашли.
Евгений Московкин считает, что жить здесь не особенно романтично: все «удобства» на улице и до колонки метров сто. Но зато улица Московская — тихий и спокойный уголок. Правда, иногда докучают автомобилисты, но это дело поправимое. Ведь скоро построят новый мост. К тому же, если прикрыть ставни, в комнате абсолютно никакого шума не услышишь.
И все же, если Московскую начнут сносить, большинство местных жителей без особой тоски сменит свое жилье на благоустроенные квартиры.
***
Московская, 14
— В этом доме когда-то был трактир, — говорит Наталья Орлова, которая живет по этому адресу. О трактире ей рассказывали родственники. Женщина даже обращалась в архив, чтобы узнать, правда это или нет. Но там сказали, что за поиск придется заплатить двадцать или даже тридцать тысяч рублей. Денег таких у Натальи Владимировны нет, и свободного времени самой добывать информацию тоже.
— Но он точно дореволюционной постройки, — продолжает она. — Когда-то здесь жил мой дед, потом родители. А сейчас я с мужем и дочерьми…
К улице Московской у нее самое трепетное отношение.
— После замужества жила в микрорайоне и здорово тосковала по дому. Часто приезжала к родителям и, гуляя по улице, вспоминала, как бегала тут в детстве. Улица очень спокойная и по сей день. Даже не припомню никакого криминала, разве что летом у соседских мальчишек украли велосипед…
Орловы мечтают об отдельном собственном доме. Конечно, было бы хорошо построить его на этом же месте, но, к сожалению, не позволяет место. У многих здешних жителей нет даже огорода.
***
Московская, 7
Прасковья Николаевна Ермакова заходит в свою ограду с улицы Московской, а прописана по Запольной. На ее доме и таблички висят две.
Приехала Ермакова в Тюмень тридцать лет назад из деревни Костылевой, которая тогда относилась к Червишевскому сельскому совету.
— Хорошая была деревня, но когда колхоза не стало, все стали оттуда уезжать, и я в том числе, — вспоминает она. — Сначала жила на съемной квартире, а потом купила этот домик…
Прасковье Николаевне повезло больше, чем другим героям нашего репортажа. У нее на руках уже имеются документы о том, что дом подлежит сносу. Возможно, снесут осенью.
— Говорят, вместо наших домов появится въезд на новый мост, — рассказывает Ермакова. — Но уберут дома только на нечетной стороне улицы Московской.
Прасковья Николаевна мечтает поскорее переехать в благоустроенную квартиру. Понятно, что в ее возрасте содержать дом тяжело.
— Посмотрите, его и подремонтировать совсем некому. Столбы на воротах покосились, забор изгнил. Кое-где залатала его металлическими пластинами. А зимой снег навалит, одно мучение.
Наверное, если бы Ермаковой предложили переехать отсюда несколько лет назад, она бы вряд ли это сделала с радостью. Жить в собственном доме да в центре города — мечта!
— Хороший район, тихий, и рынок близко. Хотелось бы новую квартиру неподалеку. За Туру я точно не поеду, — планирует свою жизнь Прасковья Николаевна.
***
фото: Дома уже старые и нуждаются в ремонте; Нина Петрова; Была Московская, стала – Миусская; Между городом и деревней.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта