Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Лучшая сторона мира

Накануне 1 сентября корреспонденты нашей газеты беседуют с Верой Соловьевой, начальником городского управления по образованию. «Курьер»: – Когда для вас начался нынешний учебный год?
Вера Соловьева: – Давным-давно. Как только прозвенел последний звонок на выпуск, мы сразу начали готовиться к новому учебному году. И сейчас нет ни одной минуты, когда не думаю, как все вообще в школе обстоит. Потому что то, что происходит сейчас в наших школах, мне кажется феноменальным. С точки зрения внимания, которое уделяется школам. Знаете, сколько денег у нас ушло на капитальный ремонт за три года? Больше двух миллиардов рублей.
– Вы считаете, что есть прямая зависимость между количеством вложенных в образование денег и его качеством?
– Я пока говорю только о внимании к системе образования.
– А это внимание выражается преимущественно в денежном эквиваленте?
– Нет, конечно! Но власть, ответственная за состояние системы образования, должна создать условия для получения качественного образования. Если мы заходим в школу, а там течет крыша, не работают туалеты и стоит вонь, то о каком воспитании духовно-нравственной личности мы можем говорить? Если у нас нет компьютерной сети, нет технологических средств для обучения – разве мы можем говорить о современном качестве образования? Поэтому я не углубляюсь в содержание образования, я говорю о том внимании, которое уделяется образованию в городе.
Когда была видеоконференция на уровне УрФО, Челябинск, Свердловск, Ямал и другие регионы отчитывались в том, как школы готовы к началу учебного года. Никто, кроме Тюмени, не сказал, что школы на 98 процентов готовы, что во всех школах есть автоматическая противопожарная сигнализация, что вещи, связанные с безопасностью пребывания детей в школе, отработаны на «отлично». И хотя у Ямала и Югры бюджет в разы больше, чем у Тюмени, готовность у нас лучше. Например, Челябинская область говорит: «Мы большое внимание уделяем школам, 600 миллионов туда вложили». А наш город вложил 1 миллиард 100 тысяч в этом году. Не оттого, что денег много, а оттого, что у нас в городе и области выбраны приоритеты. Образование – это действительно приоритетное направление в Тюмени.
Но вернемся к началу. Закончился прошлый учебный год, мы зашли в школы с ремонтом. За эти два с половиной летних месяца нам надо было выполнить несколько видов основных работ: электроснабжение, крыши, канализация… А объектов у нас 60. Колоссальный труд! И даже я, человек оптимистичный и энергичный, готова была растеряться оттого, что времени совсем мало. Тем более что обеспечить на таком большом фронте качественную рабочую силу очень сложно. Напряжение колоссальное! Сейчас оно спало. Я вижу, что мы подтянулись, что большее количество работ завершено. Я преклоняюсь перед директорами…
– Есть ли «директор номер один» в нашем городе?
– Я бы вопрос поставила иначе. В этом направлении я назову одного, в другом – другого, в третьем – третьего…
– А давайте по направлениям!
– Если мы говорим об информатизации учебного процесса, то я называю школу N 88. Это супер! Елена Владимировна Головчак сама является мотором и двигателем прогресса. Я за ней не успеваю. Когда нужно делать заказы на технику, я в первую очередь спрашиваю: что заказала Головчак? Она всегда что-то высчитает, что-то найдет.
Сороковая – обычная школа. Но директор – настоящий фанат. Он работает над тем, как сделать, чтобы ребенок, пришедший в школу, усвоил необходимый уровень знаний, который должен иметь выпускник. В сороковой – педагогические технологии. В сороковой – уроки-блоки. Если это обществоведение, то целый блок, ребенок погружается в тему глубоко.
Если мы говорим о культурном центре, то это, безусловно, гимназия N 83, директор Лидия Русакова. В этой школе прекрасная атмосфера, очень уютно.
– Можно такой вопрос: где, в какой школе больше любят детей?
– Наверное, там, куда родители стоят в очередь. Это гимназия N 21, N 5, N 83. Новая школа N 91 на Мысу, туда тоже рвутся.
– Можно личный вопрос: вы в большей степени педагог или… завхоз?
– Я однозначно не педагог, у меня нет достаточной учительской практики. Моя жизнь сложилась так, что в школе я проработала всего лишь год. И то совмещала эту работу с работой в Центральном райкоме. Историю преподавать в школе было некому, и я взяла два выпускных десятых класса. Но и завхозом, как вы сказали, назвать себя не могу. Я, скорее, управленец.
– Что в этой роли нашли для себя?
– Я поняла, что мои наработки как управленца очень востребованы. Я, может, и обольщаюсь, но мне кажется, что с директорским корпусом у нас сложился хороший тандем. Они понимают меня, а я вижу, в чем нуждаются они, вижу их проблемы.
– Как вы думаете, не получается ли передачи чисто менеджерских приемов от вас директору, от директора – учителю, а тому податься некуда – дальше уже ребенок?
– Такое может случиться тогда, когда директор не состоялся как управленец. Управленец четко отсекает: где идет управление на уровне администрирования, а где – педагогический процесс. Где машина, а где человек. Директор состоялся тогда, когда есть любовь, уважение к человеку: маленькому и большому. Если это есть, то находится общий язык, есть желание вместе решать проблему, если она возникла. Нельзя подавлять ребенка. Это всегда важно для тех, кто работает с живыми людьми. Это основа. Ведь менеджер – это человек, который знает способы работы с живыми людьми.
– Когда вы входите в школу, вы атмосферу ее ощущаете?
– Атмосфера еще на подходе к школе чувствуется. Может это и примитивно, но если я вижу заброшенный двор, не вычищенную урну, не протертый пол, небрежно оформленную столовую, то все это проецирую на руководителя.
– Туалеты проверяете?
– Конечно. Сегодня мы ремонтируем сотни школьных туалетов.
– Туалет – это отхожее место. Может ли быть прогресс там, где есть… некоторые отходы педагогики? Я имею в виду вечернюю школу N 79 с ее специфическими учениками.
– Она немного преображается. Но это школа уникальная! Она одна-единственная взяла на себя заботу заниматься с теми ребятами, с которыми массовые школы не смогли найти общего языка. Массовая школа выдавливает ребенка, он себя там не реализует и приходит в так называемую открытую вечернюю школу N 79. Можете себе представить школу, где 500 учеников, и каждый со своей сломанной судьбой, со своей проблемой. Причем, проблемой не сиюминутной, а с той, которая корнями вырастает из семьи и проросла в этого молодого человека. Его уже трудно скорректировать. Я не могу сказать, что в этой школе сегодня есть какие-то волнения, непонимание, забастовки. Они все управляемые, ребята в этой школе, с ними найден общий язык. Им дают дополнительное образование, чтобы они могли себя реализовать. Так что это место – оно сложное, затратное с точки зрения души.
Эта школа нуждается в методической поддержке. У нас есть городской информационно-методический центр, есть психологи, мы им сказали: идите и работайте, помогайте педагогам.
– Получается?
– Проблемы неизбежны, от них не застраховаться. Контингент в 79-й сложный, но ребята сегодня ходят в эту школу.
– Нас в известном эпизоде, связанном с 79-й, волнует один момент. Слабая сопротивляемость… Вообще, у детей есть коэффициент, которым можно измерить сопротивляемость дурному влиянию?
– Я думаю, что сопротивление может быть одно: понимание категорий добра и зла…
– Этому учат в школе?
– Ох… – Ваше «ох» так много об этом говорит…
– Да. Поэтому мы и пригласили академика Евгению Васильевну Бондаревскую на августовское совещание. У нее было несколько встреч с директорами и педагогами – о нравственных ориентирах, о личности ребенка. Директора и педагоги относятся к беседам с большим интересом, и интерес этот глубокий. Тем более что Евгения Васильевна – одна из самых выдающихся теоретиков-педагогов в области воспитания. Вернуть культуру в общество – чрезвычайно сложно.
– Но как?
– Любить ребенка, уважать в нем личность, говорить с ним о его проблемах. Не заставлять просто подчиняться педагогическому воздействию.
– А учителя любят заставлять?
– Да, это просто, но не дает эффекта. На каком-то этапе ты добиваешься подчинения, а потом ребенок уходит и развивается по своим представлениям о личности.
– Что такое 1 сентября для… школьницы Веры Соловьевой? С какими мыслями?
– Я вспоминаю 1 сентября в деревне Шабаново Омутинского района. Меня всегда волновал один вопрос: как бы мне добыть красивый букет для учительницы? Не было в деревне каких-то особенных цветов, а мне хотелось, чтобы букет был очень красивым, чтобы это был праздник и у меня, и у учительницы. У меня была замечательная учительница Анна Андреевна Боровкова. В прошлом году 1 сентября я к ней заезжала. Она была исключительно терпеливым человеком. Мне везло на учителей.
– Говорят, что учителя отличает романтическое отношение к собственной профессии?
– Да, он видит мир с лучшей стороны.
***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта